понедельник, 21 октября 2013 г.

Израиль. Свет Идеи и тени прошлого...

Прошло более 2 лет после моей первой поездки в ноябре 2009 года в течение целого месяца на Землю Обетованную, от которой остались самые светлые воспоминания. Весной 2010 года совершенно случайно я услышала по радио объявление о том, что посольство Израиля в Молдове на бесплатной основе организовывает курсы изучения иврита. Я позвонила туда, и любезно, без каких-либо ограничений или условий, была приглашена на занятия. Год посещала их с усердием первоклашки. Сразу хочу пояснить, что у меня, русского человека, никаких «поползновений» на нечто большее, типа работа или переезд, и в мыслях не было, и нет. Но есть любознательность, многолетняя журналистская привычка постоянно узнавать что-то новое и, конечно, интерес к Израилю с его потрясающей историей. Кстати, древнееврейское изречение «советует» нам: «Болит голова – лечись учением!» А слово «учение» переводится на иврит как «Тора». Вы знаете, головные боли действительно исчезли…
   Не думала, не гадала и не ведала, что с Божьей помощью мне снова представится возможность попутешествовать и погостить там ещё тоже целый месяц. На этот раз, наряду с купанием в Средиземном море, посещением разных городов, достопримечательностей и концертов, я решила провести соцопрос с самыми разными жителями Израиля. Мне было интересно, сознают ли израильтяне всю уникальность и важность происшедших на их глазах событий за 60 с лишним лет (с момента создания государства). Как с исторической точки зрения, так и с учетом психологических особенностей местного населения. Везде, где я бывала, задавала (если было настроение и желание) разным людям, благо иврит и английский мне знакомы, один-единственный вопрос: «Как вы думаете, с какой целью в 1948 году было создано государство Израиль?»  
В результате, удалось опросить 30 граждан страны, из которых, так получилось по факту, 15 - приезжие, а 15 родились уже в Израиле. Кроме этого, будучи на экскурсии в крепости-музее под открытым небом Телль-Мегиддо, я встретила там волонтеров из Австралии, которых тоже «помучила» этим же вопросом. Кстати,  долина Мегиддо в ранних источниках и в рукописях из Кумрана значится местом последней битвы сил Добра с силами Зла, сынов Света с сынами Тьмы. Отсюда берет истоки "Апокалипсис", упоминающий эту долину как Армагеддон. Это один из древнейших городов, ставший свидетелем  библейских событий, принципиальных и знаковых не только для иудаизма. На этом необыкновенном месте супружеская пара средних лет из Австралии Хэя и Рон Мэйс (она родом из Голландии),  выразили восхищение теми, кто создавал это мужественное государство, и сказали, что всегда рады приезжать сюда в качестве волонтеров, делясь опытом с местными фермерами и одновременно учась у них.

Следует сказать, что из 30 респондентов трое отказались участвовать. Это водитель автобуса, рабочий на стройке и пожилой мужчина в парке. Все они поначалу, увидев у меня диктофон и фотоаппарат, радушно приготовились к разговору (первые понимали только на иврите, а пенсионер – на русском). Но когда каждый из них по отдельности услышал сам вопрос, то они почему-то сразу осеклись и помрачнели. Как мне объяснили, первые, вероятно, это граждане Израиля арабского происхождения. А бывший россиянин (я все же поинтересовалась его столь странной реакцией) поведал, что вообще не хочет говорить о создании государства, т.к. у него есть немало претензий к Израилю. «Почему же вы не уезжаете обратно, если вам плохо?»- выразила я свое недоумение. «Здесь за 19 лет меня как еврея обеспечили всем необходимым, а там, я слышал, еще очень тяжело. И все из-за перестройки. Сталина на них нету», - таким был его ответ. Комментарии, по-моему, излишни, не так ли?
Итак, «с  какой целью создано государство Израиль?» Вот вкратце ответы 27 человек следующих возрастных групп: старше 70-ти лет - 7 респондентов, после 50  - 6, от 30 - 8 и с 14 по 21 – 6:
                Йосиф Гильяд, 75 лет, Кфар-Тавор, приехал из Харбина (Китай) в 1950 г. «Во-первых, с целью собирания всех евреев после Холокоста в Германии по всему миру, чтобы им было куда приехать и нормально жить. Это самая главная цель, а во-вторых, вернуться на свою древнюю историческую родину». 
Фира Слободова, 71, Афула, из Белоруссии в 1996 г. «Для того чтобы у евреев было свое государство. Это большое счастье для нас. Я выросла в детдоме, и никогда не забуду, как меня, 9-летнего ребенка,  воспитатели называли жидовкой, а директор лишал меня подарка к празднику по той же причине. И потом, после 14 лет,  когда я  устраивалась на работу, на спичечную фабрику (!), где были вакансии по объявлению, мне сказали, что примут (внешне я не очень похожа на еврейку). Но когда открывали мой паспорт, сразу отказывали. И так всю жизнь. А сколько лицемерия было, что в СССР все люди равны. Но это было только на словах. А здесь государство о нас заботится, мы ни в чем не знаем нужды!». 
Аарон Ентис, 83, Нетания, из Львова в 1973. «Цель одна - чтобы мы не чувствовали враждебности, не страдали от антисемитизма. Тут его нет – я у себя дома, и мне хорошо. Нравится, что вокруг грамотный народ, уровень жизни в стране все время повышается. Есть и недостатки, но плюсов больше. Идет выравнивание. Я приехал 39 лет назад - изобилия не было и в помине. Сейчас оно есть. И самое  главное – есть свобода действий. Если вернуться в прошлое, я бы поступил точно так - приехал сюда, хотя это было нелегко. Сколько издевательства пришлось испытать от «совка». Рад, что он распался и все освободились».
Супруги Ури и Руфь Клейман, 75 и 73, родились и живут в Кфар-Таворе; Софья Кац, 78, Геват Аморе, из Ташкента в 1994 г.; Ада Плотник, 79,  Хадера, из Москвы  в 1991 г.; Соломон Левин, 70, Хадера, из Владивостока в 1991 г. Они считают, что это был единственный шанс собраться евреям на своей земле. Чтобы у них была своя страна, чтобы не было опять катастрофы, чтобы евреям было куда возвратиться, чтобы они не были гонимы ниоткуда, никогда и никто не смел их притеснять. Убеждены, что это удалось!
Зэев Струмбан, 50, учитель, родился и живет в Хайфе. «После 1-й и 2-й войн все пришли к общему соглашению, что создание еврейского государства  это самое верное, наилучшее решение. Не было, и нет иного решения, иного Исхода».
Ирина Красс, 54, экскурсовод и библиотекарь, Афула, репатриировалась из Кишинева в 1995 г. «Цель - привлечение евреев со всех стран в Израиль, чтобы они чувствовали, что у них есть родина – достигнута. С большими потерями, но удалось. Люди, если стараются, успешны, достигают многих высот. Здесь живут и эфиопы, и арабы, но это нам не мешает. Люди здесь, как и везде, разные - хорошие и плохие. Дело в политиках. Я не знаю, как такие воры, как Ольмерт, приходят к власти. Он принес стране вред. А Шарон? Как он выселял поселенцев! Сколько людей пострадало… Ради чего? Они предали Идею. Я мечтаю, чтобы появился такой преданный традициям Святой земли лидер, как Бен Гурион, как Герцель, который мечтал об убежище для гонимых верующих евреев. Наш сын с семьей уезжал в Канаду, решив испытать судьбу, себя. Здесь они с супругой были успешными тоже. Она - хозяйка парикмахерской, он - инженер на предприятии. Однако уехали. Но вскоре вернулись и сказали, что лучше, чем Израиль, нет во всем мире. С  его хамсинами (жгучий ветер с юга), с арабами, с войнами и т.д. Наш Израиль прекрасен! И когда здесь что-то происходит, то все евреи, со всех стран приезжают, чтобы встать на защиту государства. Евреи показали всем, что они могут быть сплочены. Мир, по-моему, недооценивает нашу силу».

Дорон Кавели, 56, художник, Нетания, из Франции в 1981 г. «Чтобы у нас было чувство уверенности в себе, в будущем. Это главное условие для того, чтобы быть по-настоящему счастливым. Мои дети родились в Европе, могут жить там, т.к. имеют гражданство, но они решили остаться жить здесь! Я рад».
Исраэль Штейнберг, 61, программист, Афула, из Кишинева в 1991г. «По-моему, не совсем точна формулировка вопроса. Думаю, что государство Израиль вследствие распространённого навязанного заблуждения стало искусственным порождением комплекса вины так называемого "цивилизованного мира", который прямым или косвенным  участием был повинен в уничтожении по этническому признаку 6000000 евреев. А уцелевшим людям, якобы,  было позволено собраться на клочке земли, части Израильского царства. По-моему, это не так. К 1948-му г. Эрец Исраэль уже существовал на этой территории, несмотря на содействие арабам по уничтожению евреев со стороны протектората Великобритании. Уже было государство с землями, со своей инфраструктурой, причем эти территории были не захвачены, а выкуплены! Следовательно, де-факто оно уже существовало. А де-юре этому противодействовали многие правительства. Теперь могу ответить на вопрос. Официальное примирительное создание нашего государства было ответом на постоянное стремление в течение тысячелетий уничтожить след евреев на этой земле. Произошло возрождение национального духа. Поэтому имеет смысл говорить о подвиге духа Макавеев, который и «изгнал» с нашей земли очередных оккупантов. Нынешняя страна была создана титаническим трудом многих и многих поколений. С тем чтобы  сегодня еврейский ребёнок, выйдя на улицу, не чувствовал себя  изгоем, когда его сверстники или их родители скажут ему то, что негативно врежется в его память на всю жизнь. Я это испытал на себе в 5 лет. Мои внуки родились в своей стране!».



Сарра Шемеш, 18, студентка (математика), родилась и живет в Иерусалиме: «Чтобы нашу религию никто не унижал, ведь очень важно иметь возможность соблюдать свои заповеди. Думаю, что каждый, кто родился евреем, должен соблюдать заповеди. Я знаю, что семь заповедей Ноаха обязательны для всего человечества, но у еврейского народа заповедей намного больше. Евреи призваны быть народом святым, несущим всему человечеству веру в единого Б-га, в правду и справедливость. Г-сподь называет Израиль своей армией: «И выведу войска Мои…» (Шмот 7:4), а если уж написано тебе на роду быть солдатом — служи, как положено, чувствуй свою ответственность. В этом величие и ответственность каждого еврея. Мои бабушка и дедушка приехали из Украины, когда я была маленькая, они говорили мне, что там раньше за преданность своей вере убивали. Мне повезло, что я могу быть религиозной и никого не бояться».
Авнэр Бецалель, 
42, директор музыкальной школы, родился и живет в Тель-Авиве: «Сионизм был хорошей идеей, чтобы евреи нашли свой национальный дом. А Катастрофа обнажила осознание того, что надо раз и навсегда решить эту животрепещущую проблему. Чтобы евреи жили на своей древней земле и защищали себя сами, не надеясь ни на кого, но оградив себя от любых гитлеров и прочих злодеев».

     Бен Йофэ, 10 лет, родился и живет в Иерусалиме: «Чтобы было место на земле для всех настоящих евреев!»
                          ***
 У меня сложилось очень хорошее впечатление о тех, кто согласился со мною побеседовать, и, прежде всего, о  молодежи. Они  уверены в себе, ведут себя  как свободные люди, в них чувствуется спокойствие и самодостаточность. Мне это импонирует. Напоследок я спросила  самого младшего своего респондента - Бена: «Ты любишь Израиль?» «Конечно, - ответил он с улыбкой, - я здесь родился, это же моя Родина!»
P.S.Граждане Израиля на камнях построили настоящий Оазис жизни и благополучия. Вот бы в Молдове её граждане научились благоденствию на своей чернозёмной Земле! Вместо того, чтобы клянчить у всех подряд денежки в долг... А народ-то у нас трудолюбивый, лишь бы ему не мешали те, кто у власти изо дня в день думают не о созидании, а занимаются тем, что спорят и пытаются доказать, где у палки конец - справа или слева.

Татьяна ДОБРЫНИНА,  журналист.
Израиль-Молдова-2011 год.
Фото автора и Александра Штейн.
Опубликовано в газете "Истоки жизни" (2011).