среда, 23 октября 2013 г.

О ТОМ, КАК ИЗОБРЕТЕНИЕ ДОКТОРА ХИМИЧЕСКИХ НАУК ВИКТОРА КОВАЛЕВА СЭКОНОМИЛО… ЗОЛОТО!

- Где рождаются и как живут изобретатели от Бога, - спросила я  у  молдавского ученого и педагога В.В.Ковалева.
- Я родился в Кишиневе в 1936 году в семье потомственных горожан. Мои предки (старообрядцы и беглые от крепостного права крестьяне) ведут свою историю на территории Бессарабии с самого начала XIX века. Я помню свою прабабушку Дашу, которая родилась в Кишиневе в 1860 году, а умерла в 1946-м. Помню, что она была очень тихая, добрая и ласковая.  Из 11-ти детей уже моей бабушки (при чем один был приемным) до зрелого возраста дожили 8. У мамы нас было всего двое - я и брат. После службы в Армии он женился и с тех пор живет в Санкт-Петербурге (Ленинграде).
- Брат не звал вас переехать жить в Россию?
- Разговоры на эту тему, безусловно, были.  Так случилось, что я постоянно занимался интересными делами,  поэтому почти никогда не задумывался над тем, где мне лучше жить. Я всегда исходил из того, где мне лучше работается. После окончания университета, когда я 3 года отработал в Москве, у меня была возможность остаться в России, однако я сознательно тогда этого не сделал.  В самые сложные переломные времена начала 90-х, когда я впервые почувствовал, где у меня находится сердце и как оно может болеть, естественно, возникала мысль все бросить и уехать.  Но уж очень много связано с Молдавией: здесь мои корни. Где бы я ни был, неизменно испытываю чувство ностальгии, меня все время тянет на родину. Может быть,  это связано еще и с тем, что смолоду я исходил все дороги, все тропинки Молдовы. Каждые выходные мы брали палатки, рюкзаки и вместе с близкими, друзьями и, конечно, с любимой дочерью Ольгой (ныне коллегой и единомышленником) пешком или на велосипедах отправлялись познавать свой родной край. Особенно мы любили Кодры. Наша земля прекрасна. А мне есть, с чем сравнивать, т.к. я всю жизнь занимался спортом (подводное плавание, велоспорт, горный туризм) и очень любил путешествовать. С 40-градусными морозами прошел Урал с юга на север. Был на Хибинах, на Алтае, на Кавказе во главе с Эльбрусом, в Забайкалье, на Камчатке любовался Ключевской сопкой. Это изумительно, неповторимо. Но дома мне дышится особенно легко, несмотря ни на что. 
- Виктор Владимирович, что составляет основу ваших научных интересов? Насколько они злободневны в условиях всеобщей экологической неустойчивости?
- В первую очередь, меня всегда интересовали электрохимические процессы. Наряду с этим я старался внести определенный научный и практический вклад в развитие других смежных областей экологической химии: биохимическую, мембранную, ионообменную, сорбционную технологию очистки природных и сточных вод от соединений тяжелых металлов и других загрязняющих ингредиентов и автоматизацию управления этими процессами. В последнее время мои практические интересы связаны также с процессами фотокаталитической деструкции стойких органических веществ, каталитического сжигания углеводородного топлива и очистки воздушных выбросов, обработки осадков и утилизации твердых отходов. Судите сами, насколько актуально решение этих проблем, как для нашей страны, так и соседних государств. Сегодня очень важно наладить долговременное сотрудничество ученых-изобретателей с предпринимателями всех рангов из разных областей деятельности. Отрадно, что шаги в этом направлении предпринимаются. Я даже скажу так: наиглавнейшей задачей дня для республики, по-моему, стало нахождение нетрадиционных путей решения как научных, так и изобретательских задач и их производственных реализаций.
- Прежде чем окунуться в мир «чистой» науки, вы трудились на различных инженерных должностях и с 1963 (с момента основания завода) по 1978 г.  проработали на кишиневском заводе «Счетмаш». Чем для вас  был полезен этот опыт?
- Работая на столь крупном наукоемком предприятии по производству оборонной техники,  вычислительных машин, предназначенных даже для систем управления спутниками, надо было решать те или иные проблемы, которых всегда было более чем достаточно. Так складывалось, что каждое из технологических решений обладало определенной технической новизной. Важной частью работ в тот период была разработка и внедрение новой оригинальной технологии производства многослойных печатных плат с высокой коммуникационной насыщенностью для выпуска вычислительных комплексов в радиоэлектронике. Именно там были сделаны мои первые изобретения. Как специалист химик-технолог я обеспечивал всю химическую технологию, включая одно из развивающихся в то время  уникальных направлений, связанное с монтажом печатных плат с целью миниатюризации компьютерных систем.  Что касается опыта работы в непростых заводских условиях в жестких рамках почти военного режима, то для интеллектуальной деятельности, направленной на решение более совершенных технологий и генерирование новых научных идей, он был полезен. Хотя совмещать столь жесткий ритм производства и науку весьма трудно.  
«Из Досье ученого»: Ведущий научный сотрудник, зам. директора Исследовательского Центра прикладной и экологической химии Молдавского госуниверситета, доктор наук, профессор В.В.Ковалев является автором более 250 научных публикаций (в том числе ряда книг и монографий в области промышленной экологии, «Справочника по гибким автоматизированным системам нанесения электрохимических покрытий»). В его активе свыше 150 изобретений и патентов, а оригинальные разработки удостоены 25 медалей разных достоинств на многих Всемирных выставках инновационных технологий. 11 лет назад за свою многогранную деятельность Виктор Владимирович был удостоен почетного звания «Omul emerit». Он давно известен не только молдавскому и союзному, но и международному научному сообществу благодаря энциклопедическим знаниям и оригинальным открытиям во многих областях науки и техники.
- Какие технологии,  отечественные или зарубежные, применялись на производстве 60-70 гг.?
- Вначале это были союзные разработки. В частности, в Москве было 3 института вычислительной техники, которые передавали нам свои разработки для их освоения. Мы тогда воспроизводили и американскую схему. Не имея на нее конкретных технических данных, нам приходилось разрабатывать способы для конкретного производства.  Американцы к этому времени запустили свои «Аполлоны», и по тем сведениям, которые у нас были, надежность этих технологий была обеспечена. И это было нормально, естественно. Позже появились собственные идеи, которые как раз основывались на использовании многослойных печатных схем (до 24 слоев). По тем временам это было достаточно сложно.
- В чем заключается суть  вашего первого  изобретения?
- За 15 лет работы на заводе у меня накопился целый ряд изобретений. Я всегда осмысливал теорию в производственных вопросах, и в первые же годы  заметил довольно большую новизну в их решениях. Постепенно эта теоретическая новизна реализовалась в диссертацию, которую я, работая на этом заводе, защитил в 1972 г. в Институте физической химии Российской академии наук. Тема была связана с процессами автокаталитического восстановления металла и получения покрытий с заданными свойствами. Это была очень интересная идея, о которой я тогда рассказал  в своей публикации на страницах престижного по тем временам журнала «Доклады Академии наук СССР». Суть моего изобретения заключается в том, что при осаждении металлов при получении покрытия в больших количествах внедряется  бор,  который, диффундируя к поверхности, откладывается в виде очень тонкой пленки оксида борного ангидрида и тем самым легко поддается паянию в радиотехнике. К сожалению, по неопытности я сразу не запатентовал свое изобретение. Тем не менее,  сразу после первой публикации я получил несколько писем из Индии с просьбой выслать мои материалы. Потом французы и американцы заинтересовались. Была всеобщая потребность замены золота на какое-либо более дешевое специальное покрытие, которое бы по своим характеристикам было полезно, в частности, для пайки микросхем. Необходимо было не допустить перегрева микросхемы и выход ее из строя. Мое изобретение с бором как раз и обусловило высокую растекаемость, при коей можно намного легче паять микросхемы и микроэлементы. Это создавало возможность для дальнейшей миниатюризации всех радиотехнических систем, включая компьютерную технику. Это было в 1970 г. Сейчас этот метод используется во всем мире. Правда, кое-где осталось и золото.
- Химику  в жизни часто приходилось «химичить», чтобы держать удары судьбы?
- Держать удары судьбы приходилось часто.  А вот приспосабливаться, крутиться и химичить, забывая о достоинстве,  не приходилось. Помнится случай, когда при освоении производства новых  вычислительных машин второго поколения потребовалась разработка технологии изготовления следящих систем особой механической точности с графическим рисунком, наносимым фотоспособом на цилиндрическую поверхность из магния, работа которых основывалась на безынерционном возвратно-поступательном движении. Весь технический персонал конструкторов, радиоинженеров и технологов-механиков завода больше недели думали, как это сделать. Было множество заседаний и «мозговых атак», которые, однако, не давали результатов.  Нас, химиков, как «второсортных» инженеров, к этой проблеме не подключали. Как бы случайно узнав о ней, сосредоточившись, я нашел решение. Думал всю ночь, но решение пришло моментально. Какое-то непродолжительное время ходил «в героях», но вскоре об этом забыли, считая само собой разумеющимся. Но это случай утвердил во мне уверенность в возможностях  решать сложные технические задачи. Пришлось дополнительно к познаниям химических наук самостоятельно изучить основы конструирования, радиотехнику и электротехнику, что в дальнейшем очень пригодилось.
- Д-р Ковалев, что такое, по-вашему,  творчество?
- Творчество как таковое – это создание на основе того, что имеется того, чего еще не было. Убежден, что оно основано на профессионализме, интеллекте, глубокой мыслительной работе, психологическом и волевом настрое, когда убеждаешь себя в том, что обязательно будет найдено новое решение задачи, что есть выход из безвыходного положения. Чем больше вникаешь в суть проблем, чем глубже познаешь науку, тем больше осознаешь, что знаешь еще очень мало. Этот парадокс и стимулирует творческий поиск. Вероятно, творческое начало может объединить изобретательство с искусством. Как и в искусстве, в изобретательстве много дилетантства, непрофессионализма, когда создание изобретений механически ставится на поток. Подобное наблюдается и в бульварной литературе, захлестнувшей рынок, и в живописи, когда низкопробные картины заполняют скверы. Но такое «искусство» рассчитано на сиюминутный спрос. И в изобретательстве есть решения, открывающие новые пути развития, и такие, которые никогда не найдут своего потребителя.  Мы, однако, не отвергаем даже малозначимых изобретений, т.к. для творческой личности любое открытие даст импульс к созданию нового, более совершенного технического решения.
- Работая в НПО «Технология» и являясь руководителем головных отраслевых научно-исследовательских отделов  по промышленной экологии с функциями главного эколога оборонных машиностроительных министерств, вы обеспечивали разработку и внедрение комплексных водоочистных систем и безотходных технологий более чем на 100 промышленных предприятиях бывшего Союза. И это лишь небольшая часть вашей деятельности, как мы выяснили. С каким настроением профессор Ковалев идет на работу сегодня?
- Настроение рабочее, а значит хорошее. Иногда оно сопровождается какими-то спадами, но это вполне естественно. Я даже доволен, когда происходят такие естественные спады настроения, самочувствия, каких-то человеческих взаимоотношений. Проанализировав свою жизнь, я увидел,  что за неудачами, препятствиями, разочарованиями обязательно идет подъем. Это вселяет определенный оптимизм. Вот сейчас я ощущаю спад,  хотя должен признаться, что уже в новом году, когда все отдыхали на праздники, я по некоторым своим предыдущим разработкам оформил 6 новых заявок на изобретения. Да здравствуют подъемы!
Татьяна ДОБРЫНИНА.