воскресенье, 20 октября 2013 г.

"НАТАЛЬЯ ГАВРИЛАН - Итальянская Молдавская Певица". (1 часть - с 1993 по 2007 гг.- опубликована в еженедельнике "Бизнес-элита"). И 6 лет спустя дополнение к этой статье о приезде знаменитой Натальи Гаврилан из Италии в Кишинёв для участия в концерте "Реквием" Дж.Верди (посвящённом Памяти Марии Биешу).

Певица Наталья Гаврилан (вторая слева) солирует в премьерной Мессе "Реквием" Джузеппе Верди в Кишинёвском оперном театре 6 лет спустя. Концертная программа 16 мая 2013 годы была посвящена памяти великой Марии Биешу
 Кишинев. 1993 год. Улицы «орут». Народ безмолвствует. Страна стонет. В Филармонии столицы звучит  музыка в виртуозном исполнении школьного хора. Голоса детей звучат так сочно и слаженно, что переполненный зал не отпускает их со сцены. Среди тех зрителей была и я. Сделала несколько фотокадров солистов, которые произвели впечатление.                                                          ***Наталья Гаврилан в 1993 г. во время выступления  хора Кишиневской школы №37  в Молдгосфилармонии:1-е фото вверху, справа вверху Наталья (из архива автора).
Через 9 лет я попала в Органный зал на концерт певицы из Италии. Тогда я еще не знала, что увижу лицо той девушки, которая изображена на одном из моих архивных фотографий. Да, это была уроженка Кишинева Наталья Гаврилан. Ее голос вновь поразил неожиданной мощью, родниковой чистотой и филигранным наполнением. С тех пор прошло еще около 5 лет. Недавно я по своим журналистским каналам узнала, что певица, отложив  все дела и торжества по случаю своего 30-летия, приехала на родину проститься с  бабушкой. И успела-таки поцеловать ее перед тем, как она ушла в последний путь... НАТАЛЬЯ ГАВРИЛАН согласилась ответить на наши вопросы о музыке, о времени и о себе.
ХАРАКТЕР
Г-жа Гаврилан, на фото вы, юная,  поете в хоре. Кого-то из хористов хотели бы увидеть?

Хор – это мои друзья. С тех пор мы с ними в добрых отношениях, встречаемся, хотя  многих разбросало по миру. Те детские гастроли нас сблизили. Кто-то уже не занимается музыкой, но полученное в коллективе образование стало нашей жизненной позицией и религией. Убеждена, что деньги - не главное в жизни. Самое большое богатство – это дружба и порядочность. Мы начали петь с 7-летнего возраста. Хор создал Валерий Юрьевич Колыганов (в начале 90-х  уехал в Швецию). Каждый год были поездки в летние лагеря вместе с детьми из хоровых коллективов Белоруссии, Москвы и  Подмосковья, потом по обмену мы жили в их семьях, а они в наших. Возможно, у современных детей сейчас больше одежды, игрушек, компьютеры, но такого, как у нас, счастливого детства у них нет. Я на днях зашла в свою 37-ю школу (ныне лицей Гоголя) и увидела полицейского охранника на посту, а в здании учебного заведения ларек со спиртным и сигаретами. Грустно.
Вы были солисткой?
Нет, что вы? Это было редко. Я была, как про меня говорили, «мясо» хора и всегда пела в первых альтах. Зрители удивлялись, как хорошо, по-взрослому, звучат альты.  Меня же гораздо чаще «задвигали». Солисты у нас были другие. Где они сейчас, никто не знает. Так получилось, что из всех, кто сделал карьеру, кроме меня, пока никого нет. Может быть, это не очень скромно, но это правда.
ИЗ ДОСЬЕ певицы MEZZOSOPRANO:
1997 год:  Победитель Республиканского конкурса молодых исполнителей-вокалистов им. А. Стырчи;
1998: Лауреат международного конкурса Манюшко в Варшаве;
1999: Победа в финале конкурса Доминго в Барселоне, а также  1-е место в  конкурсе в  La Scalla (Милан, Италия);
1999- 2001 гг.: Учеба в Академии оперного искусства при  La Scalla;
2002: Италия - г. Лечче, Дж. Россини «Турок в Италии» и г. Пезаро, Дж. Россини «Пикантное недоразумение»;
2003: Рождение сына Александра Беррино;
2004: Турция, Стамбул - Фестиваль византийской культуры, Г. Доницетти «Белизарьо»;
2005: Италия,  Милан - La Scalla,  Дж. Россини «Севильский цирюльник»;
2006: Италия,  Милан - «Театр Арчибальди»,  Дж. Россини «Севильский цирюльник»; Португалия,  Лиссабон - «Театр Сан Карло»,  Дж. Россини «Севильский цирюльник», Испания,  Сабаделль - «Опера Каталонии»,  В.Беллини «Норма»;
2007: Италия,  Милан - La Scalla, Дж. Пуччини «Богема»,  Дж. Верди  «Один день правления»;  Италия,  Милан - «Театр Арчибальди», П.Чайковский «Иоланта» (дирижер Ю. Темирканов);  Испания,  Сабаделль - «Опера Каталонии»,  Дж. Россини «Золушка»;
Подписаны контракты: с La Scalla  -  сольная программа «Cantante lirica» на ноябрь с.г.; с миланским театром драматической оперы «Strheler»  на спектакль  «Так поступают все женщины»  В.-А. Моцарта на декабрь;
Поступило приглашение: от руководителя «Ассоциации оперного искусства»,  всемирно известной певицы Мирны Лакамбра принять участие в качестве педагога в «Master-class».
Что значит для вас Кишиневский период? Какие чувства навевают улицы, парки, лица земляков?
Светлые. Хоть я живу в Италии уже 8 лет, не могу сказать, что вырвана из жизни Молдовы. Здесь живут родители, родственники. Я не эмигрант, который уехал и сжег за собой все мосты. Я сюда приезжаю домой, тем более что транспорт налажен, а лет через 10 будет и скоростная линия дорог по всей Европе. Мне многие говорят: «Ты давно уехала, тебе хорошо там». Но я не чувствую оторванности. Наверное, еще потому что у меня  такая профессия. Все время на колесах. Приезжаю обычно 2 раза в год, а уж звоню сюда каждый день. Как кишиневка, мечтаю, чтобы здесь тоже было красиво и ухоженно, чтобы в городе дороги были лучше, а молодых и здоровых на вид попрошаек меньше. Убеждена, что у Молдовы не путь старой Европы, у нас свой путь развития, т.к. мы - самобытная уникальная страна, и этим должны гордиться. Здесь такое слияние культур и традиций что даже мой муж сначала был потрясен такой самобытностью во всем, и до сих пор не перестает удивляться человеческому колориту. Посмотрите на наших людей, они же волшебники: такое умеют делать руками, что уму не постижимо. А земля? Только бы ей чуть-чуть помочь...  
Вы – единственная дочь. Расскажите, пожалуйста, о родителях.
Папа - Павел Николаевич Гаврилан - полковник в отставке, до пенсии работал начальником отдела связи МВД РМ. Мы восстановили отцовское древо до середины 18-го века и выяснили, что Гавриланы родом из Каприян. Это был род священников и военных. В Каприянах есть знаменитый монастырь, но есть и церковь, которую начал строить мой прапрадед Егор Гаврилан, а достроил один из его сыновей Андрей. Он тоже стал священником, но после революции уехал в Румынию и умер. Возле церкви есть могила прапрадеда и его жены. Мы туда достаточно часто ездим и помогаем, чем можем. Меня крестили в той церкви. Отец моего отца Николай Гаврилан погиб в Отечественную. По материнской линии дедушка Савва Иосифович Матузенко родом из Украины, а бабушка Валентина Романовна (Царствие ей Небесное) из Архангельской области. Они поженились на Сахалине, и их направили в Молдавию. Мой дед лично знал маршалов Рокоссовского и Жукова, налаживал телефонную связь для Сталина, дошел до Берлина, потом был начальником отдела по борьбе с бандитизмом. Моя мама Лариса родилась в Хабаровске по дороге в Кишинев. Мама всю жизнь проработала на телевидении, возглавляла цех кинопроизводства.
У вас есть гражданство РМ?
Конечно. У меня два гражданства - РМ и Италии.  
Наталья Павловна, кто ваш Учитель в профессии? Или их много?
Да, я начинала учиться у известной Полины Ботезат. Мне было 15 лет, когда я пришла к ней. Потом был знаменитый Владимир Драгош,  которым я не перестаю восхищаться: ему 65 лет, он первый баритон театра, но до сих пор стремится к совершенствованию своего голоса. Это замечательно. А в оперном классе я многому научилась у чудесных педагогов Светланы Поповой и Норы Константиновой. Позже, в La Scalla, конечно, известные по всему миру мастера Лейла Геншер, Лучиана Сэрра, Рената Тибальди, Луиджи Альва. Был мастер-класс с такими выдающимися певцами, как Лео Нуччи, Ширли Верэт. Для артиста нужны горизонты, видение, к чему ты хочешь стремиться, к чему ты можешь стремиться и вообще, достоин ли ты, сможешь ли ты каждый день преодолевать себя. Как итальянцы говорят, прова дель карактере...
Вам часто приходилось проявлять характер? Всегда побеждали?
Всегда приходилось, но о победах промолчу. Без характера никак нельзя. Я не стремлюсь к победе как к таковой. Просто считаю, что обязательно должна быть цель, и к ней надо идти. Ты можешь придти раньше, ты можешь ее добиться позже, но главное, чтобы она была, и ты к  ней стремился. Характер надо проявлять всегда. Впрочем, женщина, хоть раз рожавшая, по-моему,  сама по себе уже сильна. Я знаю, что это такое - совмещать и работу, и семью. Это не для слабых. Но я также уверена, что женщина не должна становиться мужеподобной, это точно. И в этом  умении тоже ее сила.
Что означает, «работать по большому счету», как вы выразились в одном из телеинтервью?
Я по натуре человек серьезный. Может быть, даже слишком, в этом моя проблема. Я себе всегда ставлю очень высокую планку. У кого-то может сложиться впечатление, что это потому, что я высокого мнения о себе. Нет, я не высокого мнения о себе, а просто требовательна к себе и не терплю халтуры. Меня так учили, что раз люди приходят тебя послушать, ты должен выложиться по максимуму, а для этого надо работать по большому счету. Т.е. петь чисто, грамотно, в стиле, с хорошим произношением, с настроением. Сейчас идет тенденция к упрощению, и постепенно отходят от профессиональной шлифовки, причем не только в театре. В общем, изобретают велосипед, который не только поломан,  но и совсем не едет. И публика почему-то принимает это все. Спекуляция процветает не только в торговле и в бизнесе, но, увы, и в искусстве. Это как маятник: от фундаментального нас понесло к легкодоступному. Как это объяснить, не знаю, да это и не моя задача. 
ПРО ЛОЛИТУ  И ЕВРОВИДЕНИЕ
У вас внешность нежной  женщины, а сильный  голос вызывает удивление у зрителя, впервые услышавшего столь уверенное и звучное исполнение. Чего здесь больше - мастерства или природы?
Техника - это наша база, без нее ты сможешь петь натурой лет 5 -10. Человеческий организм меняется, можно заболеть, что с певцами случается постоянно, и если у тебя нет отработанной техники, то связки рано или поздно прикажут долго жить. Это свои каноны и законы, как в любой профессии, и они вырабатываются годами. Настоящий певец - не только голос, но и голова, мозги, память. Может быть, и создается впечатление, что когда я пою, голос такой сильный сам по себе. Однако я не пою на эмоциях или на одной природе. Нет, я контролирую все исполнение. И голова у меня остается холодной. Могу изображать страсть, но я не имею права сорваться, т.к. должна знать, что делаю с дыханием, как подаю ноту. Во время пения у меня может слюна пойти в другое горло, но я должна суметь тут же перестроиться. Т.е. я как профессионал знаю, как достичь эффекта, как выдержать паузу и пр. Это все достигается упорством и многочисленными репетициями. Почему певец учиться всю жизнь? Чтобы всегда оставаться в форме. А ведь каждый композитор - это свой стиль. Вот у меня колоратурное меццо сопрано, но я не могу спеть колоратуру Россини так, как колоратуру Беллини, Доницетти, Баха или музыку барокко. Это все разные вещи! Это очень трудно. Мне смешно и неприятно слышать, когда восхищаются хорошим голосом и говорят, что это гениально. Они не знают и не хотят знать, что такое гениально. Сегодня требования снизились.
Но в театре La Scalla эти требования сохранились?
Я оставлю без ответа этот вопрос.
Существуют ли  исполнение, мелодии, звуки, от которых вы способны заплакать?
Я не завистливый и эмоциональный человек и, если мне нравится, могу расплакаться, аплодировать так, что потом болят ладони. Если конкретно, то мне трудно что-то выбрать, т. к. через меня ежедневно пропускается большое количество музыки. Не забывайте, что у меня и муж пианист. Очень люблю Джоакина Россини, все, что он создал, без исключения. Это мой композитор, я его чувствую душой. Сейчас я начала переходить на белькантовский репертуар Винченцо Беллини. Спела «Норму» и влюбилась в оперу.  
А в легком жанре есть предпочтения?
Я бы выделила Лолиту Милявскую. Я слышу и вижу, как человек работает в музыке, и очень уважаю ее. Каждая песня исполнена по-разному, она вкладывается в каждую букву, в каждый звук, это видно. Она большой артист. Мне нравится и ее стиль ведения программы «Без комплексов». Работает на пределе. Она своеобразный человек и, безусловно, личность. Эта утрированность против стольких бед и проблем... Я думаю, что она это делает специально, чтобы люди, женщины проснулись и поняли, в какой ситуации они живут, что нельзя жить в унижениях и себя подминать под кого-то. Из всей многообразной эстрады что-то отметить? Не знаю, хотя нет, стоп. Я смотрела в этом году Евровидение, и меня поразила Наталья Барбу. Это было такое яркое исполнение. Я была как раз в Испании на гастролях, и для меня это было настоящим подарком. По ТВ Испании был комментарий  о том, что у Натальи потрясающий голос. Мне как гражданке Молдовы было необыкновенно приятно за Наташу.
Как же такая метаморфоза произошла? Ведь в прежних ее выступлениях мы такого голоса не слышали. Казалось, что у ее мамы Аны Барбу голос есть, а у дочери нет, и вдруг такое?
А у нас всегда так: большое видится на расстоянии. Не забывайте о том, что когда человек, музыкант, певица всерьез работает над своей техникой, прогресс неизбежен. Это как раз то, о чем мы говорили.
Наташа, если у вас есть недостатки, как вы с ними боретесь?
Люблю поспать. Честно говорю. Но думаю, что это не недостаток. Лучше посплю, чем приму таблетку. Мои домашние это понимают. А недостатки? Есть у меня такое качество, как тщеславие. Мама с детства следила, чтобы у меня оно сохранялось в здоровых пропорциях и не переходило через грань. В Италии ее воспитание мне помогает. Я сама терпеть не могу примадонства, самолюбования, кичливости. Меня это раздражает.
Но излишняя скромность тоже опасна для художника, не так ли?
Возможно. Но в любом случае достойное поведение украшает человека больше. Примадонство и бросается в глаза, но от него и устают быстрее. А воспитание, умение держать себя  - это ценилось, ценится и, уверена, будет цениться. Независимо от моды.
AMORE MIO
Какое самое главное качество необходимо артисту?
Любить свое дело. Несмотря ни на какие препоны. Когда я рыдала в жилетку своего мужа и говорила, что не могу больше, хочу оставить сцену, мне надоело бороться за качество музыки, когда никому это не нужно, он сказал: «Даже если ты поменяешь профессию, будешь человеком  наполовину, ибо мастерство певицы в тебе, и его нельзя отбросить. Лучше идти терпеливо, безропотно, ибо другие дороги уже не твои». Как он прав.
Ваша семья для вас любовь, опора или... «телега жизни»?
Мы стараемся не смешивать работу и семью. Мы с мужем оба музыканты и фактически работаем вместе (у нас классический брак певицы и пианиста), но я его вижу как моего любимого мужа. Он старше меня на 8 лет, не был никогда женат. Нашему сыну Александру 7 сентября исполнится 4 года. Как я могу сказать о них как о «телеге жизни». Ни в коем случае. Это любовь и нежность, а значит, крепость и опора.
Если бы ваш супруг не был пианистом театра, то, извините, труднее было бы пробиться в Италии?
Мы даже не были знакомы, когда в 1999 г. я участвовала в международном конкурсе, в котором было 300 человек на 14 мест, включая женщин  и мужчин, и всего 2 места на меццо сопрано. Я тогда победила, поступила в академию оперного искусства при театре La Scalla, и только после 1-го года обучения, во время одной совместной работы, мы познакомились с Паоло. Но, наверное, потому и существует семья, что любящие люди поддерживают друг друга.  Да, Паоло помогает мне при подготовке репертуара, а как  же? Это важно, потому что он великолепный специалист. Но толкать меня и пробивать, то этого, увы, нет. Я от него этого не требую и не жду. Когда артист выходит на сцену и работает, то и так видно, кто чего стоит. 
Кто первый признался в любви?
Конечно, он. Мне было приятно, т.к. мне он очень нравился. Мы уже 7 лет вместе, и я ни разу ни о чем не пожалела рядом с Паоло. Он мне как-то сказал, что не заметил этих лет, будто они пронеслись как миг, и что он даже представить себе не мог, что такое может быть. Я тоже счастлива, ведь когда людям не надо ничего доказывать, а им просто хорошо вместе, что еще надо?
Как вы называете друг друга дома? Какой характер у сына?
Я его - Amore mio. А он меня называет Nani, что на ломбардском диалекте означает «маленькая девочка». Я, Паоло Беррино и маленький Саша живем  в Милане, столице Ломбардии. Здесь живет семья мужа (он третий, последний, сын). У нас отдельный дом: в Италии не принято, чтобы женатые дети жили с родителями. А сын у меня интересный – шкода и озорник, но с совершенно ангельским видом. Умный и добрый, как папа.
Если такое бывает, что вы чаще всего готовите супругу из блюд?
Мой муж как всякий итальянец умеет готовить, но любит и мою кухню. Особенно пельмени со сметаной, ведь сметаны в Италии вообще нет. А наши овощи и фрукты - это для него super. Но что нас объединяет, так это мамалыга, которая и есть ...национальное блюдо Ломбардии. Правда, она у них называется polenta. Тоже со шкварочками, с мясом и  овечьей брынзой – peccorino (peccora - это овца). Мы часто ее готовим, и Александр тоже ее любит. Я как-то, пошутив, сказала Паоло, мол, что вы, итальянцы, так переживаете по поводу того, что много молдаван едут в Италию. Говорю: «Вы к нам пришли в период Римской империи, детей сделали, теперь потомки тех детей возвращаются на свою Родину». Он был ошарашен, но потом рассмеялся.
Какой миг из своей жизни Вы бы остановили?
Момент рождения ребенка. Для нас это было ощущение всепоглощающего счастья. Грех жаловаться, прекрасных мгновений было немало. Они были и в Кишиневе, когда я много выступала. Это было незабываемо. Каждое выступление в La Scalla это тоже каждый раз такие мгновенья. Выходишь на крики «браво-бис» и слышишь звук ревущего единого организма зала – это, конечно, непередаваемо. Или когда у тебя получается какой-то неимоверно трудный пассаж, нота... Но я живу сегодня и мечтаю уже о новых мгновениях. Надеюсь, что они будут не хуже.   
Татьяна ДОБРЫНИНА.
НА СНИМКАХ: Оперная певица из Италии Наталья Гаврилан:
в 1993 г. - во время выступления  хора Кишиневской школы №37  в Молдгосфилармонии (справа вверху -из архива автора);
в 2007 г. – в любимом пушкинском парке на родине (фото на память после беседы).
Фото автора.
Участие Натальи Гаврилан в премьере родного оперного театра в "Реквиеме" Джузеппе Верди, посвящённого 1-ой годовщине смерти знаменитой Марии Биешу и состоявшемся 16 мая 3013 года в Кишинёве.

В 1-ую годовщину смерти молдавской примадонны Марии Биешу в Национальном театре оперы и балета вчера состоялась премьера "Реквием" композитора Джузеппе Верди. Так коллектив театра решил почтить память великой Чио-Чио-Сан. Режиссер постановки - Михай Тимофти, оркестром дирижирует австриец Фридрих Пфайфер. Главные партии исполнили Родика Пичиряну, Наталья Гаврилан, Игорь Цуркан и Валериу Кожокару в сопровождении хора театра и академической хоровой капеллы "Дойна". "Реквием" – единственное крупное сочинение Верди, созданное не в оперном жанре. В историю музыки он вошел как самое масштабное театральное воплощение традиционной церковной заупокойной службы. 
 *** http://logos.press.md/
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ -
№18 от 17 мая 2013 г. - Татьяна МИГУЛИHА

16 мая исполнился год со дня ухода из жизни примадонны молдавской оперы Марии Биешу. В вечер памяти великой певицы на сцене Национального театра оперы и балета, носящего теперь ее имя, прозвучал знаменитый «Реквием» итальянского композитора Джузеппе Верди - подлинное откровение для верующего сердца, переносящее мгновения великой печали из прошлого в настоящее.

В театре уверены в том, что «Реквием» станет новым этапом в творческом развитии солистов, хора и оркестра. В исполнении «Реквиема» приняли участие смешанный хор Национальной филармонии имени Сергея Лункевича и оперного театра, оркестр и известные солисты, дирижировал австрийский дирижер Фридрих Пфайффер. Партию меццо-сопрано исполнила наша землячка Наталья Гаврилан, ныне работающая в Милане. «Я считаю, что и после смерти жизнь творческого человека продолжается, и концерт, посвященный памяти Марии Биешу, этому подтверждение, - говорит Наталья Гаврилан. - Мария Лукьяновна в моей жизни сыграла очень большую роль. Так получилось, что я, закончив консерваторию, сразу уехала в Италию, и тем же летом 1999 года поступила в Академию театра «Ла Скала». Прошла большой отбор. И уверена, что этого бы не произошло, если бы я не встретилась с Марией Биешу. Она познакомила меня с другой великой певицей Ириной Константиновной Архиповой, которая тоже благословила в артистическую жизнь. Это был конкурс вокалистов имени Глинки, фестиваль «Приглашает Мария Биешу», концерты и просто личные встречи, на которых я получала советы по поводу пения, интерпретации. И поэтому для меня большая честь участвовать в этом концерте.

«Реквием» Верди — для меня дебют. Я репертуарная певица, в основном пою Россини, Моцарта, Беллини. Когда предложили спеть «Реквием» Верди, это было неожиданно. Но потом поняла: это тоже мое произведение. А в этом году как раз отмечается 200-летие со дня рождения двух великих композиторов — Верди и Вагнера. И в любом театре мира идут оперы этих композиторов».

На вопрос об особенностях итальянской оперной школы Наталья Гаврилан ответила так: «Я уже около семи лет преподаю, и, занимаясь педагогической деятельностью, сама для себя многое поняла. Не зря опера зародилась в Италии — сам язык, произношение подводит к этому искусству. Там и техника рассматривается совсем по-другому. Здесь меня хорошо научили, это правда, мои педагоги Владимир Драгош и Полина Ботезат. Но — я не хочу никого обидеть — до конца понять, что такое петь процентами, что такое положить пение на дыхание, до конца понять, как провести легато от гласной к согласной — нужны годы и годы и хороший педагог-итальянец. Важно заниматься именно с педагогом-итальянцем. Мои педагоги в Италии — великая Лейла Генчер и Лучана Серра.

Другое дело, что сейчас утрачивается все, и в Италии это тоже имеет место быть. Нет вложений в культуру, оперные театры закрываются, очень многие уезжают. И, как правило, артисты, которые приезжают из России, Украины, Молдовы, гораздо лучше подготовлены в техническом плане, чем сами итальянцы. Я могу сказать, что мне очень повезло с педагогами, как в Молдове, так и в Италии, за что я им очень благодарна».

Наталья Гаврилан рассказала о системе работы в Италии. «Говорят, что я солистка «Ла Скала». Но с таким же успехом могу сказать, что я солистка театра «Массимо» в Палермо: мы не приписаны к какому-либо театру. Там контрактная система, контракт заключается примерно на два месяца, в зависимости от постановки. Постановочная часть разделена на несколько этапов. Около месяца занимает монтирование спектакля, куда входят специальные репетиции для костюмов, спевка с оркестром, репетиции на свет, на парик, на грим и т. д. И спектакли идут не по такой системе, как в репертуарном театре, а сериями - 5-8 и более, в зависимости от окупаемости. Например, такие постановки как «Севильский цирюльник», «Травиата», «Риголетто», «Свадьба Фигаро» - продаются очень хорошо. Да, надо признать, что оперное искусство — это в некотором смысле шоу-бизнес, на нем зарабатывают хорошие деньги. И в Италии всегда заполнены театры. После серии спектаклей постановка закрывается, ее могут продать другому театру, вывезти за рубеж. Например, я пела в этом году в январе в «Севильском цирюльнике», совместной постановке двух итальянских театров, а в сентябре эта постановка отправится Калиниград».

26 мая театр оперы и балета приглашает на юбилейный вечер народного артиста Молдовы баритона Владимира Драгоша, которому 1 марта исполнилось 70 лет. Прозвучит опера «Риголетто» Д. Верди, в которой маэстро Драгош проявил себя очень ярко и прославился во многих европейских странах. Дирижировать также будет Фридрих Пфайффер. Первый спектакль «Риголетто» Владимир Драгош спел в Комсомольске-на -Амуре, ровно 40 лет назад. Несмотря на то, что ему 70, он востребован на сцене, и не только в Молдове. Недавно вернулся с трехмесячных гастролей по Ирландии, Шотландии, Англии, Уэльсу. Кстати, об исполнительском искусстве юбиляра создан телевизионный фильм «Поет Владимир Драгош».

Успех оперетты «Веселая вдова» Ф. Легара вдохновил режиссер Михая Тимофти и коллектив театра на вторую премьеру сезона — оперетту «Летучая мышь» И. Штрауса. Она считается вершиной творчества композитора. В ней соединены мелодраматический и комедийный стили, музыку этой оперетты отличает особая атмосфера радости. Спектакль пойдет на молдавском языке.

Режиссер Михай Тимофти: «Мы взяли русский вариант либретто «Летучей мыши», я перевел прозу, поэтесса Радмила Попович — стихотворный материал. Премьеру планируем на 20 июня, и закроем сезон в оперном театре 23 июня тоже «Летучей мышью». Зритель ждет этот спектакль, публика знает «Летучую мышь» по русскому варианту, который был в 1990-м году, в 2006 году я поставил английский вариант специально для гастролей в Англии. Нынешняя постановка совершенно новая, новые декорации и костюмы. Штраус — мой любимый композитор, музыка Штрауса — это бал, вечный праздник, это брызги шампанского. Здесь есть оперные формы, развернутые ансамбли, хоровые сцены. С его музыкой очень интересно работать, и все артисты репетируют с увлечением». Михай Тимофти не отказывается от своей артистической деятельности, и в «Летучей мыши» будет играть Фроша. Занято много молодых артистов, основной критерий отбора — хорошее владение актерским мастерством, что очень важно для оперетты. Многие солисты, играющие в «Веселой вдове», получили хороший урок актерского мастерства.

Вторую премьеру представит тот же творческий состав, который участвовал в работе над «Веселой вдовой»: сценография и костюмы Людмила Фурдуй, руководитель хора Ион Брэтеску и два молодых дирижера Думитру Кэрчумару и Марин Балан. Чтобы удовлетворить вкусы всех меломанов, будут субтитры на русском для «Летучей мыши», и на государственном языке для «Веселой вдовы».

Еще о премьерах. Это «Пиковая дама» П. Чайковского, которую театр в закрытом показе представит 9 июня. Эта опера не раз звучала в Молдове, но за последние годы практически не исполнялась. Спектакль сложный и в плане вокала, и с точки зрения драматической напряженности. «Пиковую даму» коллектив готовит для гастролей в Германии. И еще новинка: вместе с коллегами из Италии для сезона 2013-2014 годов готовится поздняя опера Д. Верди «Эрнани». Постановка, по идее, будет современной, необычной и актуальной в плане сценических решений. Для этого 20-22 мая руководство театра пригласило художественного руководителя театра Арена де Верона, чтобы организовать предварительный кастинг для постановки. Премьера «Эрнани» ориентировочно планируется в рамках фестиваля «Мэрцишор-2014».