Из досье Архивариуса
1) В Бессарабии к
середине XIX в. средняя
продолжительность жизни населения составляла 31 год. В конце же этого столетия
она увеличилась до 40,5 лет;
2) С 1832 г. в
города Бессарабии официально было разрешено поселяться крестьянам, знающим
ремесла и занимающимся различными промыслами, что способствовало притоку в них
мелких предпринимателей и торговцев. Главным фактором переселения русского
дворянства и чиновничества гражданских и военных ведомств, преимущественно,
была служебная деятельность. Социальная активность русских горожан позволила им
сыграть определяющую роль в формировании городской культуры Бессарабии. Не будучи
выделены в правовом отношении, духовно объединенные с этническим большинством, молдаванами, а
также с украинцами, болгарами, гагаузами общностью православной веры и
ориентацией на существовавшую российскую
государственность, русские являлись органической частью населения. Всей своей
деятельностью русское население городов участвовало в подготовке общего
экономического и социально-культурного подъема Бессарабии в начале ХХ столетия.
3) Место для кишиневского
публичного сада было выбрано Александром I в бытность его в Кишиневе в апреле 1818 г.
Российский император, любивший природу, обратил внимание на отсутствие в городе
сада и сам избрал место для гулянья. Лично указал на площадь вблизи
архиерейского дома (ныне на месте этого дома
находится здание правительства).
В то время архиерейский квартал был окружен бугристой местностью,
поросшей диким кустарником, предстояла большая работа по нивелировке земли. Еще
при Бессарабском наместнике А. Бахметеве это место было обнесено низким забором
и засажено деревьями – белыми акациями и тополями, были проложены прямые
дорожки;
4) С конца 30-х гг.
19 века в центре Кишинева появилось еще одно место для гуляний – Соборный (позже
Николаевский) бульвар. Он был разбит вокруг построенного Кафедрального собора
Рождества Христова, освященного и открытого 15 октября 1838 г. Для его
сооружения Новороссийским губернатором М. Воронцовым был приглашен профессор
Императорской Академии художеств архитектор А. Мельников, непосредственно
наблюдавший за строительными работами. Росписи иконостаса и внутренних стен
собора были выполнены художником Кувшаровым. В 1839 г. собор украсился еще
двумя иконами перед алтарем - «Голгофская жертва» и «Моление о чаше», - выполненными
по заказу архиепископа Димитрия (Сулимы) художником Петербургской академии
художеств Ерофеем Силина.