понедельник, 21 октября 2013 г.

Чудо-рыба со вкусом форели по-молдавски


Научной группе, руководимой Еленой Зубковой, не так давно удалось убедить директора Фэлештского рыбоводческого хозяйства «Gidrin» В.Перная заняться разведением нового вида рыб из Украины (Kefalul pelingas) и внедрить технологию его выращивания в прудах этой фирмы. Преимущества данного проекта заключаются во введении нового диетического продукта на рынок со вкусом, аналогичным вкусу форели, и полностью адаптируемого в условиях Молдовы. О результатах деятельности этого научно-производственного союза и о своих жизненных наблюдениях я разузнала у главного научного сотрудника лаборатории гидробиологии и экологической токсикологии Института зоологии Академии наук РМ, зам. председателя Национального Комитета по аттестации и аккредитации, доктора хабилитат биологии Е.И.Зубковой.
Елена Ивановна, у вас как ученого-гидрохимика, гидробиолога, ихтиолога и эколога есть большой опыт лабораторной, экспериментальной и организаторской работы в условиях различных производств.  Какие  качества, по-вашему,  необходимы предпринимателю для более успешной работы?
 - Способность воспринимать все новое, хозяйская жилка и энтузиазм. Люблю, когда делом занимаются профессионалы и когда у них горят глаза при этом.
А каким должен быть ученый, чтобы найти общий язык с хозяйственником?
- В науке нельзя сфальшивить, т.к. маленькая фальшь потянет за собой большое недоверие. Я бы посоветовала коллегам следующее: даже если тебе сегодня не верят, но ты убежден в своей научной правоте, ты проверил себя и, если ты хочешь, чтобы тебя уважали, не бойся сказать, что это должно быть только так, а не иначе. В контактах с предпринимателями надо быть терпимей, объяснить, если тебя не поняли, никогда не конфликтовать.
Что за чудо-рыба появилась в наших водах, благодаря вашим усилиям?
- Это пелингас из семейства кефалевых (Kefalul pelingas). В фэлештском хозяйстве «Gidrin» в 2004 году нами были впервые выведены мальки с исходной массой тела до 5 граммов, а за 2 года они достигли массы тела до 1455-ти. Налаживается производство экологически чистой рыбной продукции невысокой стоимости (3 &/кг). Более того, эта разновидность рыб не создает пищевой конкуренции для других сортов рыб, которые выращиваются в тех же водах. Результат проекта по выращиванию вида Kefalul pelingas состоит в существенном увеличении производительности рыбоводческого производства в Молдове: заселенность мальком pelingas с массой тела 3-5 граммов в количестве 500 индивидов на гектар (в поликультуре с карпом и фитофаговыми рыбами) является оптимальной и приносит, по меньшей мере, 300-400 кг/га рыбоводческой продукции.
Почему для эксперимента было выбрано именно это Фэлештское рыбоводческое хозяйство?
- Потому что его руководитель В.И. Пернай - настоящий хозяин, энергичный, умный, творческий человек, открытый для новых прогрессивных идей и способный их реализовывать. Виталию Ивановичу это хозяйство досталось в разваленном состоянии.  Но, несмотря на это, он, по профессии далекий от биологии, сумел восстановить пруды. Поставив перед собой четкую цель, он поехал изучить опыт работы передового рыбхоза Черкасской области под руководством заслуженного рыбовода Украины А.Е.Онученко, с которым я работала с 1987 по 1992 г. Это рыбовод от Бога. Прежде чем начинать дело, от которого его многие отговаривали, г-н Пернай пригласил этого специалиста в Молдову. Помню, сидим мы, едим уху, а Онученко говорит Пернаю: «Я в твоем пруду в два счета получу личинку». Виталия Ивановича это задело, и на второй год он досконально изучил все нюансы разведения, купил на Украине первых «производителей» рыбы, привез их в хозяйство, где они адаптировались в местных условиях, и получил долгожданные личинки.
Наверное, не только характер руководителя повлиял на ваше сотрудничество с ним?
- Здесь имеет значение все. И личность лидера в том числе. А учитывая, что в Фэлештах вода специфическая, с преобладанием сульфатных ионов, там качество рыбы особое. После тщательного лабораторного исследования ее химического состава твердо могу заявить – этот продукт замечательный. Вкусовые особенности, безусловно, зависят от культуры производства и, в первую очередь, от состава воды и кормов. Мы попробовали привезти в «Gidrin» малька пелингаса. Это было сложно из-за таможни. Но нам удалось. Мальки  адаптировались. У меня появилась даже какая-то надежда, что эта рыба может отнереститься здесь.
Почему?  
- Потому что на протяжении многих лет мы проводили опыты по выращиванию личинки и малька пелингаса в Полиевском заливе – территории мощного научно-производственного комплекса «Одессрыбвод». Его директор И.П.Турятко попросил меня поехать на лиман и попробовать поработать с украинскими учеными по теме «Интродукция морских видов рыб». Тогда мы вынуждены были делать контракты, т.к. у нас не было финансирования науки вообще, и я с 1987 г. работала в рыбхозах Одесской области практически каждый год по 2-3 месяца во время воспроизводства рыбы. Когда в результате многочисленных многолетних трудных испытаний  мы получили там первую икру от этих рыб, я была в шоке.
Когда вы что-то новое открываете, кричите знаменитое «Эврика»?
- По-разному реагируем.  А в тот раз получилось так, что рыба, которую мы привозили, утопала в воде при 16 промилях солености, а инкубированная икра плавала при 11 промилях. Вообще считалось, что пелингас должен нереститься при солености в 22 промили. Т.е. он практически не должен был нереститься в этом водоеме, где было 11 промилей. Я предположила, что она начнет нереститься в лимане. Но не была уверена в этом. Тысячи раз проводила опыты, проверяла. И какова же была моя радость, когда я вышла на берег водоема,  и увидела, что весь лиман в мальках вокруг по периметру этой рыбы. Украинские специалисты не поверили, что пелингас нерестится в лимане. Но и на следующий год я продолжала искусственно воспроизводить эту рыбу, предложила коллегам сравнить их методику с моей новой идеей. Мы разделили бассейны и запустили в них каждый своих производителей. И в одно прекрасное утро я проснулась и вижу своих оппонентов ошеломленными. Они меня поздравляли с удачей. Это событие поменяло всю их практику. Сейчас эта рыба нерестится уже в Хаджибейском лимане Одесской области, где соленость составляет всего 3 промили. Такая же, как в некоторых фэлештских прудах. Что и требовалось доказать. И осуществить! Тем более что на Украине у меня был также опыт выращивания рыбы в прудах.
Г-жа Зубкова, охарактеризуйте, пожалуйста, сущность пелингаса подробнее.
- Пелингас из семейства кефалевых. Однако черноморская кефаль более мелкая.  Я держала в руках Kefalul pelingas весом 38 кг и длиной  больше метра. Моя семья очень любит эту рыбу: по вкусу и по составу она похожа на форель. Но ее характеризуют по-разному. Виталий Иванович, например, сравнивает ее с белым мясом рака.  Действительно, у нее мало красных мышц, да и костей немного, что тоже немаловажно. Она накапливает меньше токсических веществ, чем другие, и очень пластична. Любопытно, что эта рыба ходит стаями, а в большом водоеме можно заметить ее мальков, у которых такая градация: у берега самая мелкая рыба, к середине крупнее и крупнее. Очень интересная генетическая система.  И вообще у нее прослеживается очень много секретов. Так, мне ни разу не удалось получить ее икру в дневное время.  Какой бы режим инъекций я для нее ни подбирала,  неизменно получала икру в предутренние часы. В эти же часы выклевывались эмбрионы. Что-то в этом есть.  И еще: после того, как ее икра оплодотворяется, она плавает на поверхности исключительно ранним утром, когда более безопасно.  Или, быть может,  здесь играют роль естественный отбор и инстинкт самосохранения, ведь перед восходом солнца на воде появляются рябь или маленькие волны, которые уносят более слабые икринки, а  более сильные в это же время опускаются на глубину 10-12 метров.  Особенности ее нереста не изучены до конца, но известно, что она уходит на нерест в очень тихие места, где вода соленая.
Разве в Молдове есть соленая вода для промышленного воспроизводства такого продукта?
- У нас таких озер много. Весь юг, где плохо растет карп, мы можем просто заселить этой рыбой, и она будет нереститься, и будет своя отечественная рыба. Кому от этого будет плохо?
А что, есть какие-то проблемы у энтузиастов союза «Наука + бизнес»?
- Проблемы не у нашего союза, а в обществе. Так случилось, что один пруд из хозяйства В.Перная относится к примэрии села Сэратэ. Из-за этого возник конфликт с его примаром, который хочет забрать этот пруд. Это было буквально в прошлом году. Виталий Иванович, конечно, отстоял свое хозяйство, но сколько сил и нервов он потратил на эту ненужную никому тяжбу.  Нельзя не сказать, что его не поддерживали прогрессивно мыслящие люди. Но дело в том, что в законодательстве написано, что пруд, находящийся на территории примэрии, относится к примэрии.  И тут существует столько разных подводных камней!  Если бы это шло на пользу хозяйства, самого села, то я бы ничего не говорила. Но если это идет во вред делу и, в конечном итоге, государству, то как можно мириться с такой недальновидностью? Ведь Виталий Иванович самостоятельно, с огромным трудом, восстановил все, люди получили рабочие места, полезное производство набирает обороты, как можно не поддержать такого человека?
Как же можно избежать таких конфликтных ситуаций с примэриями сел?
- Нет закона, который бы нельзя было изменить. Видимо, здесь был пропущен пункт о том, что там, где были рыбхозовские пруды, сооруженные или восстановленные определенными организациями, необходимо это учитывать и не нарушать их деятельность. Если рыбхозы должны платить за аренду, какие-то налоги и т.п., то нет проблем. Но насколько я знаю, это хозяйство все налоги платит. Получается  какой-то абсурд, при котором нельзя плодотворно нормально работать на благо всей страны.
Сейчас что-то в отношении рыбхозов меняется в лучшую сторону?
- Весьма относительно. К сожалению, в Молдове слишком много рыбхозов было развалено. Как ни странно, Украина после развала СССР сохранила все без исключения свои рыбоводческие хозяйства. У нас все было уничтожено. Конечно, мы у украинских  ученых за последние 10-15 лет очень многому научились. Это даже не дискутируется. Там не было такого резкого передергивания,  когда все земли кроились и раздавались без учета и разбору. Там хозяйства сохранились и на Николаевщине и Херсонщине, и в Крыму, и в Черкасской и Одесской областях - по всей Украине. А у нас? Куда делся наш мощный Кахульский рыбхоз? Кому он мешал? Да, очень много зависит от личности руководителя, но важна и система управления  в аквакультуре. Создаются какие-то бесполезные надстройки в отрасли в то время, как в Украине рыбхозы свободны в своих действиях и имеют централизованную поддержку. Возможно, там немаловажную роль играют и традиции, и наличие электроэнергии. Но все равно, рыбхозы в республике нужно было сохранить во что бы то ни стало. Под любым статусом, но сберечь. Ведь у нас производилось до 22 тыс. тонн своей рыбы, а сейчас лишь 2. Весь базар сейчас заполнен привозной рыбой, а те немногие отечественные хозяйства, которые пытаются развивать отрасль, не имеют рынка сбыта. Но я верю, что, имея столько прудов, сколько есть в Молдавии, рыбные хозяйства в будущем «встанут на ноги». Я знаю толкового директора Единецкого хозяйства г-на Гуцу, есть и другие предприниматели, которые обращались ко мне с просьбой привезти весной мальков для воспроизводства рыбы. Люди интересуются. Поживем-увидим.
Что же делать отечественным рыбхозам сегодня?
- Это не ко мне вопрос. Он касается управленческих структур.
Кто вы на самом деле: ихтиолог, химик или государственный деятель?
- Прежде всего, я научный работник, приоритеты которого можно определить так: гидрохимия  металла, воспроизводство рыб в ихтиологии, а потом все остальное.
Откуда такой интерес к рыбе? Вы родились на море?
- Нет, я родом из молдавского села, расположенного в степной местности в Еланинском районе в Николаевской области на Украине. Старожилы рассказывали, что когда-то там было 2 молдавских села с названиями «Сырбу чел маре» и «Сырбу чел мик», со временем их переименовали в «Большая Сербуловка» и «Малая Сербуловка», а сейчас мое родное село уже называется «Велика Сербуливка». От Кишинева, если по прямой, расстояние где-то 250-300 км. Эти поселения были еще в XVI веке, и поколения моих предков всегда жили там.  Моя девичья фамилия Арабежа, моей мамы – Складовская, бабушки по линии отца – Сандольская. Буду посвободней, займусь своей родословной. Это интересно.
Родные тоже отдают предпочтение науке?   
- Да. Супруг Николай Иванович – орнитолог. Когда наша дочь Наташа была маленькая, я не ездила в экспедиции, т.к. считала своим долгом быть рядом с нею, но зато мы помогали нашему папе в его исследованиях. Он занимался  хищными птицами (совы, ястребы и др.).  У сов есть такая специфика, что, когда они кормятся, они выбрасывают косточки от добычи. Вот мы с Наташей ходили и собирали эти «данные». И на кладбище бывали тоже. Однажды был такой казус. Девочка в детсаду рассказала, что она с мамой и папой была на Армянском кладбище, и папа фотографировал сов и собирал их косточки. На второй день меня воспитательница спрашивает: «Что вы, мамаша, делаете на кладбище с ребенком?» Вот смеху-то было… Дочь, конечно,  выросла в атмосфере наших бесконечных опытов и в мире биологических книг, с детства  знала все о птицах, различала их по голосам. Стала доктором биологии и в итоге после научно-творческих исканий увлеклась ихтиологией. Я была рада.
Елена Ивановна, у вас легкий характер?
- Нет, я достаточно жесткий и вспыльчивый человек. Говорю то, что думаю. Вот и сейчас хочу сказать, что мои коллеги часто совершают одну большую ошибку в своих переговорах  с предпринимателями. Многие из них, придя в хозяйство, сразу начинают ставить условие, мол, вот если вы мне заплатите столько-то, тогда я сделаю. По-моему, нужно сначала объяснить, в чем заключается преимущество твоего метода,  почему это злободневно,  что ты можешь предложить конкретному предприятию и какая будет польза от внедрения этой идеи, тогда он сам тебе предложит вознаграждение, оплату, процент и т.п. Не надо быть бессребреником, но в то же время не следует быть столь нетерпеливым и неуважительным по отношению к людям.  
Ваш жизненный девиз?
- У рыбы есть очень хорошее свойство – молчать. Увы, язык мой - враг мой. Впрочем, не будем забывать, что обдуманное слово, целеустремленный характер и стремление воплотить свою мечту в жизнь всегда шли рядом с прогрессом.
Татьяна ДОБРЫНИНА.