В связи с участившимися нападками на институты Академии наук РМ, на
ученых и в целом на научный мир Молдовы, «ЭН» попросил ответить на
вопросы директора Института электронной инженерии и нанотехнологий
«Dumitru Ghiţu», лауреата Госпремии РМ, президента организации
«Гумбольдт-клуб Молдовы», доктора хабилитат физико-математических наук,
профессора АНАТОЛИЯ СИДОРЕНКО.
- Анатолий Сергеевич, нужна ли Молдове наука или нет? На отрицании
настаивают ниспровергатели разных мастей, делая упор на то, что, мол,
ученые забирают у них последний кусок хлеба в виде госсубсидий на науку.- Действительно, кое-кто подсчитывает выделенные на науку деньги, выражая недоумение, а где же расцвет экономики? Так вот, господа хорошие, вопрос-то не по адресу. Вопросы нужно задавать правительству и промышленности. Потому что расцвет в государстве наступает лишь тогда, когда есть отчисление от реального сектора экономики и когда идет полнокровное пополнение бюджета. Академия наук и ученые напрямую не могут и не должны пополнять бюджет. Они могут «пополнять» университет преподавателями, головы людей и… библиотеку – новыми знаниями, а требовать от науки, чтобы она предоставила расцвет экономики это все равно, что потребовать у новорожденного ребенка принести зарплату домой… Столь обостренный интерес к АН, я думаю, связан и с теми замечательными зданиями, которыми обладает АН. Это является привлекательной стороной высокой ликвидности проблемы. Люди, не занятые захватывающим научно- учебным процессом или каким-то другим серьезным делом, так сильно озабочены золотым тельцом, что у них происходит смещение шкалы ценностей. Сама по себе стоимость знаний не идет у них ни в какое сравнение со стоимостью недвижимости, находящейся во владении АН РМ.
- Вам жалко людей, которые не понимают значения «мозгов» и привыкли лишь заглядывать в чужие карманы, стремясь разбогатеть, критикуя тех, у кого просто нет времени им отвечать?
- У каждого своя судьба. У ученого мотивацией к труду не является обогащение, для него деньги это, в первую очередь, средство обеспечения научного процесса. Получать новые знания, искать возможность поделиться с коллегами полученным именно тобой открытием, постараться увидеть его результаты в жизни людей – вот высшая цель ученого. Это счастье, когда твои знания, исследования, результаты многолетних опытов получают практическую реализацию! Как это было в истории с транзистором, с графеном, с наноструктурами, которые повсюду нас сегодня окружают, проникая в самые разные области и исследования в Молдове. Мне приятно, что слава о Молдове, о наших научных достижениях вышла далеко за пределы Европы. Это радует, потому что все сделанное нами работает на положительный имидж республики. В конечном же итоге, мы, безусловно, должны «коммерциализировать» наши научные результаты, но это необходимо делать путем кооперации (в том числе и международной) и сотрудничества с предприятиями.
- Так быть или не быть в Молдове Институту нанотехнологий, профессор? Шутка…
- Это вопрос не риторический, не праздный и отнюдь не шуточный, а вполне конкретный! Благодарю за него. И он обусловлен тем, что в последнее время участились спекуляции на тему, которая набила оскомину еще раньше. Не слишком ли много денег страна тратит на науку? Нужна ли вообще наука бедной аграрной стране? Нужны ли АН, институты физики, электроники и более того – нанотехнологий?! Мол, это нечто заоблачное, присущее богатым развитым странам. Где уж нам убогим совладать с NANO? Отвечаю. А действительно ли так много тратится на науку? В нашей стране расходы на науку, в связи с кризисом, в 2010 году составляли 0,4 % от ВВП. Сравним. В европейских странах в среднем это 2 %, а в Германии - 3,5 % от их огромного ВВП. Это у них прямые затраты на научные исследования на инновации! Вы не знаете, почему они богаты и сильны? Да-да, именно поэтому! Давно доказано, что минимум, который уважающее себя государство должно тратить на науку для того, чтобы страна не скатилась в банановый огород это 1 %. У нас 0,4%, что ниже даже порога статистической погрешности. «На науку в Молдове тратится аж 300 млн. леев, какой грабеж!»,- вопят отовсюду любители дармовщинки. Однако это абсолютное число не говорит ни о чем, объективно о финансировании говорит только процент от ВВП. Теперь давайте представим, что эти 0, 4 % взять и отобрать у науки. Сбудется мечта тех, кто выступает с требованием прекратить ее финансировать и закрыть АН. Расцветет ли от этого Молдова? Появятся ли новые детсады, заасфальтируются дороги, заработают фабрики? Нет, конечно. Опыт обанкротившихся заводов в предыдущие десятилетия показывает, что на месте предприятия, у которого прекратилось финансирование, появилась пустота. Т.е. из ничего «ничего» и возникает!
- Откуда у некоторых граждан Молдовы такое плебейство? Какой-то ученый в Бельгии, Словении, Бразилии, якобы, может что-то изобрести, а молдавский ученый не может позволить себе, по их мнению, никаких научных исследований. Откуда такое самоуничижение, по-вашему?
- Это действительно плебейская психология. Словения, кстати, еще меньше по размеру и по численности, чем Молдова. А посмотрите, как там развита наука, как процветает университет в Любляне и какие мощные там исследования по сверхпроводниковой электронике. Там тоже работают ученые с мировыми именами, и никто не говорит им, что стране, дескать, не по карману наука. Какая глупость!
- А если в Любляне или Брюсселе в прессе кто-то напишет уничижительную по отношению к самому факту существования отечественной науки статью, что будет?
- Такое невозможно. А если и напишут, то такой «деятель» будет подвергнут обструкции, его осмеют за недальновидность и узость мышления! Скудоумие таких людей в европейской стране очевидно. Хочется обратиться к государству с просьбой не скупиться на внедрение инноваций в производство и не прислушиваться к подобным губительным для страны крикам. Вложенные в науку средства вернутся уровнем образования населения, продвиутыми технологиями в народном хозяйстве, производством на современном, а не на отсталом, уровне которое будет пополнять бюджет. Более цивилизованной жизнью, наконец, которую ничто и никто не способны нам сделать, кроме нас самих. В том числе и ученых. Наука не только морально оправдана и необходима для общества, но она еще очень и очень выгодна! Если бы нам не мешали, а помогали…
НАША СПРАВКА:
Научные результаты,
полученные молдавскими учеными из Институтов АН РМ (электронной
инженерии и нанотехнологий, прикладной физики), ЭЛИРИ, а также
Технического Университета и Госуниверситета послужили основой для
проведения регулярных международных (с учеными из 20 стран!) симпозиумов
по физике твердого тела и нанотехнологиям. Подобные форумы традиционно
проходят в Кишиневе - каждый нечетный год серия конференций «NANO» (уже
прошло три!) и каждый четный год, начиная с 2000-го,– физико-технические
симпозиумы под логотипом «MSCMP». Это ли не явное признание весомых
научных результатов нашего государства в мире?Кроме того, в августе 2011 г. в крупнейшем немецком издательстве «Springer» на английском языке была опубликована книга «Основы сверхпроводниковой наноэлектроники», подготовленная молдавским физиком с 35 летним опытом исследований, профессором А. Сидоренко. В предисловии к монографии всемирно известный немецкий ученый из Мюнхена Р. Гросс написал: «В настоящее время в мире существует немало глубоких учебников по сверхпроводимости, но в них не нашли отражение феномены, обнаруженные за последние годы. Эти явления лежат в основе новейших быстродействующих приборов – высокочувствительных болометров, спиновых вентилей, квантовых приемников терагерцового диапазона излучения, квантовой пи-логики, а их понимание весьма непросто для неподготовленного человека. Эта монография заполняет пробел между университетским курсом по сверхпроводимости и огромным массивом информации из специальной литературы. В книге А. Сидоренко собрана, синтезирована и в доступной форме представлена информация о «переднем крае» сверхпроводниковой электроники, а значит, книга крайне полезна для исследователей и инженеров, осваивающих новое научно-техническое направление – сверхпроводниковую наноэлектронику».
- Профессор, за счет чего удается ученым поддерживать мировой уровень исследований?
- Ответ прост – за счет сверхэксплуатации самих себя. Работа по выходным и до глубокой ночи. Фактически, в науке у нас работают энтузиасты, у которых получение нового знания и признание коллег является главной мотивацией к напряженнейшему труду.
- «А зачем им это надо»?- уже слышу я «коварный» вопрос «критиков».
- Темп работы истинных ученых диктует мировой уровень. Как не бывает по Булгакову осетрины второй свежести, точно также не бывает научных результатов 1-го, 2-го или 3-го сорта. Если они не достигают мирового уровня, это уже не наука, а ее имитация. Поэтому для того чтобы тебя услышали на международной конференции, чтобы твой доклад приняли и ты участвовал на равных в дискуссии и в конкурсе проектов, ты должен выполнять исследования на высочайшем уровне. Что соответственно задает надлежащий тон работы с полной отдачей сил.
- Каков КПД разработок вашего Института?
- Что касается датчиков давления газа, которые отличаются малыми габаритами, малым весом и исключительно высокой надежностью, то мы по своей инициативе заключили договор с «Кишинэу-Газ». За 1, 5 года, провели испытания, в результате которых эти датчики зарекомендовали себя по всем параметрам лучше тех, которые широко используются (Сапфир, Корунт). Опять вопрос к правительству: «Почему эти датчики не запускаются в серию на промышленных предприятиях РМ?» АН упрекают и в малой эффективности трансфера технологий. И здесь у нас есть, что возразить. Наш институт наряду с основной своей задачей как учреждения АН - получение новых знаний - параллельно принимает участие в решении конкретных задач народного хозяйства.
Я имею в виду проблемы сельхозуголий с градобитием. Мы закупаем ракеты. Перед их использованием обязательно должно быть их тестирование на специальном стенде. Такие устройства для тестирования противоградовых ракет есть только в двух ближайших странах, это в России в Обнинске и в Австрии в Линце. Ни на Украине, ни в Румынии нет. Так вот наш Институт подал на конкурс проект трансфер-технологий по разработке стендов по испытанию противоградовых ракет и проведению метеорологических экспериментов. Выиграли грант и за 400 тыс. леев мы на протяжении 1,5 лет создали лабораторию, в которой изготовили и смонтировали стенд по испытанию противоградовых ракет. Снова слышу упрек, что целых 400 тыс. леев на что?! Сравниваем, много это или мало. Аналогичный стенд в Австрии стоит 1, 5 млн. ЕВРО. Вот и пусть просчитают эффективность работы молдавских ученых. Если умеют считать, а не только нападать по поводу и без повода. Выгода налицо. Создание такого стенда избавило Молдову от необходимости посылать через 3 границы ракеты на испытание в Обнинск, что сопряжено жесткими требованиями, как при транспортировке оружия. К тому же это неимоверно дорого. Сегодня Молдова избавлена от таких сложностей и трат. И это еще не все. Наш институт заключил договора с предприятиями по производству ракет (в частности, с Софийским заводом) по проведению испытаний их ракет на коммерческой основе на нашем оборудовании. Таким образом мы не только удовлетворяем потребности РМ в испытании и тестирования противоградовых ракет, но и также за оплату выполняем конкретные работы. Таким образом Институт пополняет бюджет республики.
- Анатолий Сергеевич, кого Вы считаете своим учителем?
- Дмитрия Васильевича Гицу, чье имя сегодня носит наш Институт, который и появился благодаря научному предвидению и жизненной мудрости этого выдающегося молдавского ученого. Мой старший друг и учитель, он разъяснял многочисленным спорщикам, утверждавшим, что в аграрной стране нет места науке, а нужно сосредоточиться на аграрном секторе, прописные истины. Так, академик Д. Гицу не уставал приводить такой аргумент: Бразилия, обласканная климатом и Всевышним страна, собирающая по 3 урожая кофе, этого природного золота, в год, в 1950-е годы была самой отсталой аграрной страной. Сейчас же она мощнейшее индустриально развитое государство с современной наукой с модернизированной промышленностью. Богатая и уважаемая во всем мире страна. Каким образом произошло это чудо? Только после того, как бразильское правительство приняло мудрое стратегическое решение инвестировать средства в наукоемкие технологии, в науку. Для подготовки высококвалифицированных кадров понадобились университеты, для университетов понадобился преподавательский состав, который немыслим без ученых. Вот эту цепочку они и воссоздали! Они открыли десятки сильных университетов, у них есть АН, в системе которой 56 НИИ. Подготовленные научно-технические кадры смогли обеспечить наукоемкие отрасли промышленности, автомобилестроение, микроэлектонику, нанотехнологию. Благодаря прозорливости ее лидеров экономика Бразилии поднялась, развилась и догнала такие мощные страны, как Германия, Франция и Великобритания. Вот этот путь необходимо повторить и Молдове! Со своей спецификой, но с неизменной задачей – подняться с колен и выдавить из себя, наконец, плебейскую психологию. Я убежден, что это возможно. И наука тут первый помощник и наставник. Хватит уже быть поставщиком дешевой рабочей силы для Европы и России, а также рынком сбыта для импорта турецких помидоров и польской картошки, которые уже стали дешевле местной продукции по своей себестоимости…
- Профессор, Вы 12 лет проработали в Германии. Почему вы вернулись в Молдову?
- А почему я должен был остаться? Я привез приборы и оборудование, подаренные мне фондом Гумбольдта для научной работы на родине, и продолжил исследования, начатые там. Кстати, на этом оборудовании за 10 лет защитили диссертации 4 моих аспиранта. Вместе с ними мы выполнили 5 международных проектов и 3 республиканских. Так что наукой можно заниматься и у нас, было бы настоящее желание. Между прочим, о том, что в Молдове хорошее вино, гости страны чаще узнают лишь в Криковских винных подвалах. А о том, что здесь ведутся серьезные научные работы, они давно хорошо знают по совместным разработкам, конференциям и публикациям...
- И все же, Анатолий Сергеевич, разве у вас не было возможности остаться в… истинной цивилизации?
- Была. Да она и сейчас есть, но мне это не нужно. Человек должен жить там, где он родился и вырос. Ездить можно по всему миру и иметь везде друзей, но жить надо дома. Я убежден, что каждому нормальному человеку в разной степени, но свойственно чувство ностальгии. Знаю, что многие придумывают любые способы, лишь бы уехать из республики, а я спрашиваю: «Ну, хорошо, а если все отсюда уедут, что дальше будет?» Это какой-то комплекс неполноценности, который я лично для себя не приемлю. А почему вы уверены, что где-то в другой стране вас непременно ждут? Не все определяется куском хлеба. Через год в богатом зарубежье чувство голода пройдет, машину купил, а дальше что? По ночам - тоска и сны из города детства. Где тогда будет ставший уже чужим родной дом?
Как видим, несмотря ни на какие препятствия, Молдове удалось установить тесное научно-техническое сотрудни¬чество и добрые человеческие отношения с ведущими «умами» из университетов и НИИ всего мира. Причем, исключительно благодаря накопленному интеллектуально¬му потенциалу и пре¬данности исследовательской деятельности таких ученых, как наш многоуважаемый собеседник, профессор АНАТОЛИЙ СИДОРЕНКО.
Татьяна ДОБРЫНИНА.
Фото автора.
***
Из «ДОСЬЕ» некоторых последних разработок ученых Института электроники и нанотехнологий АН РМ:
1) Генератор миллиметровых волн на основе микрополосковой технологии. Pазработана технология и изготовлен экспериментальный образец. Предназначен для внедрения в производство генераторов миллиметровых волн на основе недорогих элементов и материалов, которые заменят генераторы на диодах Ганна, труднодоступных из-за ограничений, связанных с их использованием в военной промышленности. Потребляемая мощность системы питания меньше, чем для генератора на основе диода Ганна. Генератор выполнен на дискретных элементах и может быть использован в приборах КВЧ терапии, разработанных нами в предыдущие годы,
2) «Стенд» по оценке эффективности пиротехнических реагентов и противоградовых ракет. Для оптимизации компонентов гидрометеорологических противоградовых ракет реализована передовая технология тестирования пиротехнической продукции. Разработанная технология используется в исполнении хозяйственных договоров с экономическими агентами Молдовы и Болгарии.
3) Терапевтический аппарат с атермическим электромагнитным излучением низкой интенсивности (UEMA). Этот новый продукт для Молдовы - UEM-5"- предназначен для оказания терапевтического воздействия на организм человека с помощью энергии электромагнитных волн диапазона сверх высоких частот (КВЧ). Аппарат может использоваться самостоятельно или в сочетании с другими лечебными средствами и методами.
4) Датчик избыточного давления газа TP-12E2-10. Прибор имеет высокую точность, стабильность и устойчивость к различным влияющим факторам (перегрузка, изменение температуры, удары и вибрации). Встроенная электроника обеспечивает бесперебойную работу в широком диапазоне напряжений - от 10 до 40V и температуры от - 40 до + 85ºС. Каждый датчик калиброван по давлению в рабочем диапазоне температуры. Общая погрешность измерения избыточного давления ± 0,5% от полной шкалы давления в диапазоне - 40 до 70ºС и ± 0,25% от полной шкалы в диапазоне – 20 ÷ +60ºС. Датчики предназначены для точного измерения давления в автоматизированных системах управления технологическими процессами на производствах.
5) Нанослои с улучшенными параметрами для сверхпроводниковой спинтроники. Разработана оригинальная вакуумная технология получения высококачественных сверхпроводящих пленок и S/F наноструктур, обеспечивающая долговременную стабильность сверхпроводящих параметров пленок (защищена патентом РМ №.175 от 31.03.2010). Осуществлено первое экспериментальные наблюдение двойной возвратной сверхпроводимости, т. .е полного отсутствия электрического сопротивления, в наноструктурах сверхпроводник-ферромагнетик (Nb/Cu41Ni59), приготовленных по разработанной технологии. Перспективы применения: разработка и создание быстродействующего переключающего устройства спинтроники – спинового вентиля («спин» – собственный магнитный момент электрона) для компьютеров нового поколения.
СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ: А.С. Сидоренко родился в 1953 г. в Бельцах. Закончил с золо¬той медалью Кишиневскую среднюю школу №37, а затем с отличием - электрофизический факультет По¬литехнического института. В 1975- 79гг. по направлению АН РМ учился в аспирантуре Харь¬ковского физико-техническо¬го Института низких темпе¬ратур. Там же защитил дис¬сертацию на тему "Сверхпро¬водимость тонких металли¬ческих пленок, имплантирован¬ных ионами гелия ". Автор большого числа патентов и специальных разработок, Заслуженный изобретатель СССР. В 1979-91гг. вел активную научно-исследовательскую работу фундамен¬тального и прикладного харак¬тера в НИИ прикладной фи¬зики АН РМ, который, по его мнению, был одним из сильней¬ших на территории СССР. Здесь был накоплен ог¬ромный интеллектуально-тех¬нический потенциал кадров, сегодня очень востребованных за рубе¬жом (к сожалению, недооце¬ненных у себя на родине). В 1997г. отказался от предло¬жения остаться работать в США, объяснив это тем, что у него много дел и планов на родине, в Молдове. С 2001 г. является членом Немецкого физического общества (секция физики низких температур). В 2004 г. профессор был удостоен звания лауреата Государственной премии РМ в области науки и техники за цикл работ «Кинетические процессы и кооперативные яв¬ления в электронных матери¬алах и наноструктурах».Проработал в Германии 12 лет.Ныне директор Института инженерной электроники и нанотехнологий АН РМ.
Татьяна ДОБРЫНИНА.
Фото автора.