Известно, что самоопределение от сепаратизма отличается тем, что в первом случае, при самоопределении, Конституцию государства нарушает центр, а регион не желает с этим смириться, во втором же случае, при сепаратизме, нарушителем Конституции является регион, а центр обязан вмешаться и наказать виновных.
В случае с Крымом и Донбассом Украина столкнулась вовсе не с проявлениями сепаратизма, а с классическим самоопределением территорий, не принявших новый строй, сложившийся после переворота или революции (в данном смысле это не важно). И виновата в сложившейся ситуации майданная власть.Забавно, что Порошенко нельзя считать «узурпатором» — он избран всенародно. Но вот нюанс — ни Крым, ни ДНР / ЛНР за него не голосовали, там не было даже избирательных участков. Поэтому Петр Порошенко является законным президентом остатков Украины лишь в ее новых границах — без Крыма и части Донбасса.
Сама Украина провозгласила независимость «в связи с государственным переворотом, произошедшим в Москве», как сказано в Акте, бережно хранящемся на сайте Верховной Рады. Но очень любопытно, что ГКЧП действовал лишь с 18 по 21 августа 1991 года, а в ночь на 22-е августа 1991 года Горбачев уже вернулся в Москву. Но Украина 24 августа все равно объявила о своем суверенитете — с той самой формулировкой, к тому времени потерявшей актуальность в виду восстановления прежнего порядка.