четверг, 3 ноября 2016 г.

АНДРЕЙ ТИМУШ. ИЗ ДОСЬЕ МУДРЕЦА и УЧЁНОГО... Беседа с Первым директором Молдавского телевидения о науке, политике и жизни (2007 год).


В 2007 году я решила разузнать о создании первой (в 1967 г.) в истории Республики Молдова 8-митомной Молдавской Энциклопедии Академии наук РМ. Официально её главным редактором считается тогдашний президент АН Я.С. Гросул. Однако в биографической книге о нем «Первый президент» (Кишинев, 1982г.), несмотря на подробное повествование о многогранной  деятельности академика, о труде над энциклопедией не сказано почти ничего. И мой «поиск» увенчался успехом. Доктор хабилитат экономики, доктор социологии, член-корреспондент АН РМ, лауреат Госпремии, заслуженный деятель науки, профессор А.И. ТИМУШ хорошо помнит то предложение президента АН МССР возглавить работу над первой энциклопедией. Об этом, а также о других фактах из своей  жизни фронтовика-орденоносца («Знак Почета», Славы 3-й степени и Отечественной войны 1-й степени), первого директора отечественного телевидения и ученого, он любезно согласился рассказать.

 ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
- Уважаемый Андрей Иванович, какой образ у вас сегодня вызывает слово «энциклопедия»?
- Французский король Людовик в 16-веке как-то вызвал одного из энциклопедистов того времени и повелевает: «Ты мудрый, так дай мне совет, как справиться со своими врагами». А ученый ему и отвечает: «Рекомендую вашему величеству не отправлять своих врагов на галеры или на казнь, а лучше отправьте их составлять энциклопедии - они сами «подохнут». Вот такие у меня ассоциации и образы... Что касается сути самого слова, понятия, то «энциклопедия - это научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знаний.

- Как была организована работа над созданием 8-ми томов этого «пособия»?
- Если откровенно, то для меня эта работа была неожиданна. После заседания правительства, где я в качестве зам. председателя Госкомитета по печати докладывал по вопросу о типографиях, президент АН Яким Сергеевич Гросул подошел ко мне и говорит: «Слушай, Андрей Иванович, помоги мне - мы создаем энциклопедию, и нам нужен заместитель гл. редактора, который бы фактически был главным и все взял на себя». Вот так началась первая молдавская энциклопедия. Сначала мы составили так называемый «словник», т.е. тематическую программу, скрупулезно обозначили ее структуру. Это универсальная энциклопедия, поэтому она охватывает все области науки с древнейших времен до тех дней, когда начали собирать материал. После кропотливой работы с отраслевыми институтами определились включить 40 тысяч статей, заказали их авторам. Таким образом, сразу же была заложена основа энциклопедии.

- Сколько времени продолжались ваши «галеры»?
- Получилось так, что лично я без перерыва проработал над энциклопедией с 1967 по 1971 г.  За это время выпустили 1-й и 2-й тома, а 3-й и 4-й были уже на подступах к печати. Тематика остальных четырех томов была четко сформулирована и работа шла полным ходом. Но в рамках одной энциклопедии мне уже было тесно, тем более что еще в 1967 г. я защитил докторскую диссертацию по экономике, написал и издал свою первую книгу «Себестоимость - зеркало хозяйства». Тогда это было прогрессивно, шла борьба за снижение себестоимости на всех уровнях. Сейчас, увы, до себестоимости мы еще не дошли. Меня очень заинтересовала социология – наука об обществе, отношениях в обществе и вскоре я стал заведующим вновь созданного в АН отдела социологии. ЦК партии не освобождал меня от энциклопедии, объявили выговор за «неправильный» подбор кадров, чтобы приструнить. Я все же решил уйти, сказав, что с выговором работать не буду. Что было, то было.

- Кто же завершил Энциклопедию?
- Продолжили дело разные ученые, затем все взял на себя И.К Вартичан. Через 12 лет вызывает меня секретарь ЦК по идеологии  П.П. Петрик и говорит: «Как ты можешь спокойно наблюдать, как умирает твое детище – энциклопедия? Ты знаешь полиграфию, журналистику, редактуру, языки, владеешь не одной дисциплиной. Придется вернуться». Отвечаю: «Вы знаете, что у меня детищ много - колхозы и совхозы создавал, партийные и комсомольские организации поддерживал, телевидение и печать поднял на ноги, но я уже не смогу вернуться. Тем более что меня хорошо «отблагодарили» не за одно мое первое дело». Разное было. Он спрашивает, кого я рекомендую. Предлагаю академика Н. Г. Корлэтяну. Проходит время, меня вызывает уже новый президент АН А.А. Жученко и говорит: «Андрей Иванович, мне сказали, что вы категоричный человек, что ваше слово твердое, но энциклопедия – это фундаментальная наука, и ее надо закончить. Что нам делать»? Что тут поделаешь? Я же говорил, что это хуже галер. Приходилось «разрываться». Вот в таких муках создавалась наша первая энциклопедия.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ
- Д-р Тимуш, 30 апреля с.г. пошел 50-й год с момента появления в Молдове первых телевизионных передач. Вы, как известно, имеете к этому «мероприятию» самое прямое отношение. Как же все начиналось, расскажите, пожалуйста?
- В 1953 г. я закончил факультет журналистики в Москве. Работал редактором газеты «Колхозник Молдавии» в Кишиневе. Вскоре руководством был «переброшен» на создание телевидения и стал первым его руководителем. 14 февраля 1958 г. я был утвержден директором ТВ, которого еще и не было. Надо было сразу одновременно заниматься подготовкой кадров для программного вещания, а также режиссеров, редакторов, сценаристов, операторов, которых в республике не существовало. После изучения проблемы и многочисленных стажировок на разных студиях пришлось поехать аж в Нальчик за главным режиссером. У нас была очень маленькая студия, и никто не соглашался работать в таких тяжелых условиях. Надо было выставить 5-6 камер, а площадка была всего 45 кв. метров. Я был вынужден искать специалистов по Союзу. С помощью уговоров, задушевных бесед и огромного желания «сделать» ТВ мне удалось привезти из Нальчика чудесного человека и настоящего профессионала Воружана Панасьяна. Это был первый наш главреж. 

- Какая атмосфера была в коллективе первых телевизионщиков?
- Атмосфера деловая, а коллектив стал как одна семья. Главреж Панясьян поработал и как только научил азам телевизионного мастерства помощника, нашу Ирину Ильеву, уехал. Он никогда никого из новичков не ругал - если даже предложение подчиненных было слабым, он восклицал: «Да, отлично, молодец, конфетка! Но так дело не пойдет»… Побольше бы  таких добрых людей.

- Кто вам еще запомнился?
- Назначал приказом на ТВ операторов В.Кузнецова и А. Либрика, звукорежиссера Г. Мольдон. Это люди интеллигентные, с характером и преданностью своему делу. С самого начала нужен был журналист, разбирающийся в тонкостях и специфике написания телевизионного сценария. Дело-то новое. Я попросил декана кафедры журналистики МГУ Я. Засурского, чтобы он направил мне пару журналистов-профессионалов-энтузиастов, без которых нельзя создавать что-то стоящее. Он мне дал слово, что поможет. Через некоторое время  прислал. Одной из них была Лиза Панасенко. Могу отметить ее большой вклад в развитие нашего ТВ.

- Были ли какие-то курьезы, смешные истории?
- Любопытно первое появление этой выпускницы МГУ на нашей студии. Прибыла в Кишинев, сразу нашла телецентр и со своим направлением обратилась к руководителю комитета по ТР Ф.Видрашку. А он говорит ей: «Нам молдаванин нужен». Она разворачивается и в недоумении уходит: как же так, ее специально готовили, просили, умоляли ехать Бог знает куда, а ему, оказывается, не надо. Как быть? Я в это время был у себя в кабинете и ничего не знаю, т.к. она до меня просто не дошла. А работать-то некому… Она выходит из здания, намереваясь уезжать обратно. Случайно по дороге ее встречает директор телецентра Ковтыш, заметивший, что девушка выходит из ворот растерянная. Спрашивает, все выясняет и говорит ей: «Так вы же не туда попали - надо к директору комитета по ТВ, а не РВ. Зайдите к Тимушу, и он не только вас назначит, но тут же заставит работать.  До конца рабочего дня осталось 3 часа, так вы тут же будете работать, и оклад, и приказ - все будет без бюрократии, ему специалисты нужны». Она пришла ко мне, поговорили. Спрашиваю: «Елизавета, вы умеете что-то делать, кроме того, что надо знать в вузе?» Молчит. Предлагаю: «За окном осень, напишите за 45 минут 1,5 странички текста о том, какой вы впервые увидели молдавскую природу. Я хочу видеть вашу композицию, как вы мыслите. Села. Написала за 30 минут. Прочитал. Было оригинально. Я - к машинистке, и приказ о зачислении редактором художественного вещания готов. В 1961 г. я ушел в науку.

ВОЙНА И МИР
- Разве на ТВ не было интересно?
- Да, интересно, но мне всегда было важно чувствовать пульс времени, поэтому я решил овладеть новой профессией в соответствии с моим образованием и тягой к творчеству. Однажды мне предложили работать начальником управления культуры Совмина. Я отказался, т.к. знал, что это не мое, хотя оклад обещали дать в 5 раз больше, чем там, куда я собирался. Высокопоставленное лицо в недоумении покрутило пальцев около виска, мол, что я ненормальный. Да-да.… А тогда я заканчивал экономическую докторантуру при АН республики и из-за вечных перегрузок (на телевидении по-другому нельзя) никак не мог ее завершить. Собрал однажды всех телевизионщиков и говорю: «Вы все очень хорошие ребята, у нас дружная сплоченная семья, но я хочу с вами попрощаться». Пожелал успеха и ушел. Я чувствовал, что у меня другой путь, а главное я сделал – телевидение уже дышало в полную силу. Ушел в «Партиздат», объединяющий все газеты, затем работал зам. председателя комитета по печати, который тогда только создавался. Меня обычно «бросали» туда, где предстояли тяжелые организационные работы. Оттуда я и ушел в Энциклопедию.

- Хорошо сказано – «ушел в энциклопедию». А что с вами было до ТВ?
- После фронта, после госпиталя работал секретарем Оргеевского уездного комитета комсомола. Шла война, это был апрель 1944 г. Потом, в 1947 г., когда уже у меня подрастала годовалая дочь Татьяна, был здесь же избран секретарем райкома партии. 

- Вы «живьем» видели знаменитого полководца Жукова?
- Видел. Во время выполнения задания командования. Это было в начале августа 1941 г. Я начал войну с первых дней, служил в инженерных войсках. Нам было поручено подорвать мост через Десну. Это было персональное задание нашему мостостроительному батальону Западного фронта Московского направления лично от Г.К. Жукова. Целеустремленный был человек. К такой личности никакая «грязь» не пристанет. Будучи 1-м секретарем ЦК комсомола, я и с Л.И.Брежневым встречался на земле Молдовы. Тоже могу засвидетельствовать, что он был человечным, умелым. Я поражался, как в Москве на склоне лет, после 3-го инфаркта, когда он просил освободить, его заставляли работать. Возмущен тем, что некоторые издеваются над его памятью

- У вас есть примеры человечности Брежнева?
- Он меня как-то вызывает и сообщает, что ему доложили, что, мол, в селе Вережень Теленештского района, где я до этого был секретарем райкома, разрешили праздновать «Храм». Я ему ответил, что я - счастливый  человек, если крестьяне никого не боятся и справляют эти праздники. И еще сказал, что это традиция правильная, и нечего нам вмешиваться. Он помолчал и так удивленно: «Вот как ты со мною разговариваешь?»

- А почему вы с ним так разговаривали в то опасное время? И в чем его человечность?
- Да потому, что у меня окопный орден Славы. Да потому,  что я 5 операций перенес под наркозом, а потом 10 лет был на костылях. Да потому, что я весь отдался делу, работе с людьми, поэтому я имел смелость говорить все, что думаю. А тут мне предъявляют какие-то претензии. Зачем? Я же знаю своих людей и их обычаи. Он понял и больше к этому вопросу не возвращался. Для того времени это был поступок, поверьте.

- Обычно тех, кто не прислушивается к пожеланиям чиновников и прочей «мышиной возне», не очень-то жалуют. Это не вредило вам?
- А что мне вредить? Я привык дело делать и решать все вопросы, брать ответственность на себя. Всю жизнь работал на самых сложных участках, а те, кто больше ничего не умеет делать, пусть прислушивается.

- А что за ранение было? Сколько вам было лет тогда?
- Было ранение бедра немецкой разрывной пулей. Потерял много крови. И если бы меня в 4 часа утра не нашли на поле боя, если бы позже сделали операцию, то мы бы с вами сейчас не разговаривали.… Родился я 18.Х.1921 в селе Моловата Дубоссарского района. Считайте сами.
А оперировал меня знаменитый будущий академик Н.И. Амосов, который был хирургом военно-полевого госпиталя. В 1985 г. я его нашел, поблагодарил за то, что он спас мне жизнь. Рассказал, что запомнил его слова, услышанные мною после наркоза: «Смотрите, какой счастливчик этот мальчик - еще 10 минут, и мы его уже не спасли бы!» Я всегда плачу, когда вспоминаю тот бой под узловой станцией Сухиничи недалеко от Москвы. Я помню все. Так чего или кого мне бояться? Что терять? Ведь я вступил в партию не как шолоховский дед Щукарь, потребовавший должность с портфелем и тогда, мол, «я вступлю в вашу партию». Я «записался» в партию, чтобы умирать за родину, как это делали миллионы людей, защищая землю от фашизма. И горжусь этим.

СОЦИОЛОГИЯ
- Андрей Иванович, почему вы выбрали социологию?
- Социологию освоил уже на практической работе. В 1979 году защитил докторскую (хабилитат) степень в Москве. Ранее были написаны монографии «Газета и мнения читателя» на основе Оргеевской редакции, «Социальные проблемы села» и «Социальные проблемы научно-технического прогресса в условиях агропромышленной интеграции». Моим оппонентом был зам. директора Института экономики АН СССР. Он удивился, почему я исследую интеграцию, минуя межхозяйственную кооперацию. Кстати, мою тему никто не утверждал – я ее сам придумал, написал и до конца довел. И защитил.

- Вы профессор, читаете лекции студентам. Какие у нынешней молодежи  вопросы?
- Мне как-то в Аграрном университете задали вопрос: «Что для вас важнее - коллектив или личность»? Отвечаю: «Коллектив, если он состоит из личностей. Из свободных, смелых, мыслящих  и способных решать проблемы личностей! А если он состоит из нулей, то и коллектив, его КПД будет равно нулю». Они опешили. Не ожидали. Я убежден, что коллективы - это основа основ. Возьмите Библию, возьмите Церковь. Это коллективные учения - у индивидуалистов ничего не получилось бы. Учение потому и является учением, что оно воспринято коллективом, сообществом единомышленников. Глупо и недальновидно, когда утверждают, что слово «коллективный» есть синоним понятию «советский». Чушь. Коллективизм не может быть ни советским, ни капиталистическим и т.п. Выгодно всем и многим,  в том числе каждому и мне. Это ясно, как Божий день.

- И много личностей вы встречали в последнее время?
- Как вам сказать? Впрочем, откуда им взяться, если труд, который всегда был высшей категорией социальной, психологической, моральной оценки человека, сегодня обесценен.  Лишь 3 % опрошенных (на основе крупных исследований во всех слоях населения всех возрастов) считают, что честный труд достоин быть критерием оценки человека. До 1998 г. таких респондентов было 68 %.  На вопрос «Кому сейчас живется хорошо?» ответили так:
- мошенникам и тем, кто «орудует» в теневой экономике (71%);
- бизнесменам, посредникам, перекупщикам (56 %);
- начальникам, чиновникам (48%);
- тем, кто много и старательно трудится (3%).

- Вероятно, иначе и быть не могло. Вспомните хотя бы 14 января 2002 г. Воскресное утро Святого Василия. На площади Национального собрания массовый митинг, на котором в микрофон юнцы кричат «La arme fraţi români!» т.е. «К оружию, братья румыны!» А организатор всего этого действа сегодня восседает в кресле вице-спикера Парламента - законодательного органа республики. Молодежь, естественно, смотрит на все это и делает свои выводы. Оказывается,  можно не работать, а просто кричать, бузить, разрушать, призывать «La arme!» - и в результате стать большим начальником, а значит, властным и богатым. И дело тут не в споре, кто румын или кто молдаванин и пр. А в том, что открыто, нагло прозвучали призывы к оружию. Никто даже не привлечен к ответственности, а, наоборот, спустя 3 года «герои» поощрены. Что это, по-вашему? 
- Призыв к оружию, да еще организованный на центральной площади столицы европейской республики -  это самое настоящее преступление, разумеется. Что касается второй части этого лозунга, то могу сказать так -  нельзя отождествлять самостоятельность страны с нацией, на языке которой ты говоришь. Это наш большой и очень больной вопрос. Но молчать тоже малоперспективно. Существуют аналогии. Я, к примеру, австриец, но говорю на немецком языке. А если я, австриец, скажу, что я стал немцем, потому что говорю на немецком, все надо мною посмеются. Кубинцу или венесуэльцу (в 22-х странах говорят на испанском!) и в голову не может придти сказать, что он испанец. Американец, говорящий на английском языке, никогда не признает себя англичанином.  Это глупо. И время доказало, что это глупо. Главное, что ты гражданин данной страны, на которой ты должен что-то созидать. Не надо кончать академий, чтобы понимать это. Спросите любого крестьянина, и он уверенно и гордо ответит, что он  молдаванин. А что у нас?  Нас все еще пытаются заставить принять, что если ты говоришь на румынском,  значит, ты и есть румын. Это неправильно. Нельзя принимать желаемое за действительное. Психологи могли бы охарактеризовать такую манию точнее.

- Как вы думаете, граждане Молдовы, уехавшие 3 и более лет назад работать за границу, вернутся обратно?      
- Обязательно. Не все, конечно. Но даже те, кто не вернется, будут считать себя в других странах молдаванами. Я уверен в этом.

- Что было самым главным в вашей такой непростой и яркой жизни?
- Быть порядочным и трудиться. Из своих 86 лет я работаю без перерывов 70 лет. Мне всегда было интересно. И сейчас тоже. Ведь жизнь – это чудо!

Профессор А. Тимуш часто вспоминает высказывание президента США Авраама Линкольна, который утверждал: «Всему, что поддерживается общественным мнением, мнением населения, гарантирован успех. Без поддержки общественного мнения  успеха не будет».  Андрей Иванович в одной из своих статей написал: «Профессиональная занятость и реализация способностей людей, особенно молодежи и женщин, на базе принципов социальной справедливости позволит уменьшить пассивность, отчуждение граждан от государства, управления и результатов своей жизнедеятельности». Дай Бог, чтобы произошло чудо, и все эти рекомендации  гениального американского президента-гуманиста из прошлого, а также нашего современника  были бы учтены в жизни. Тогда, вполне вероятно,  отечественный телеэфир станет более многообразным и глубоким, а будущая молдавская энциклопедия пополнится еще более интересными личностями, значительными  событиями и достижениями.

Татьяна ДОБРЫНИНА.

Опубликовано 11 июня 2007 года в еженедельнике «Бизнес-элита».