суббота, 17 января 2015 г.

Швейцарская писательница Элен Ришар-Фавр (Hélène Richard-Favre): "Россия никогда не была врагом Европы. Тот, кто считает иначе – безумен!"








Элен Ришар-Фавр
Беседа со швейцарской писательницей Элен Ришар-Фавр (Hélène 
Richard-Favre), автором книг « Nouvelles de nulle part», «Nouvelles de rien» и 
«Nouvelles de Personne» о том, чем вызван ее интерес к происходящему на 
Украине, самих причинах украинского кризиса и тому,насколько объективны 
западные СМИ, уверен, будет интересна многим – как тем, кто считает, что 
«Запад нам поможет», так и тем, кто уверен, что «Запад – лишь исчадие зла».
— Причин, объясняющих мою заинтересованность тем, что происходит на 
Украине — много. Прежде всего, я, будучи писателем и славистом, не могу 
оставаться равнодушной ко всему тому, что касается России. Еще одна причина 
– я швейцарка, и зная, что моя страна председательствовала в ОБСЕ в течение 
всего 2014 года, не могу не наблюдать за событиями, происходящими на 
Украине. Ну и, наконец, как Вам наверняка известно, в прошлом году, РФ и 
Швейцария праздновали двухсотлетие своих дипломатических отношений. 
Именно по этим соображениям я не отворачиваюсь от того, что происходит 
на Украине. Как вы верно отметили, я действительно слежу за публикациями
в различных группах в соцсетях, поддерживающих Донбасс, т.к. считаю — 
чтобы действительно быть в курсе происходящего, следует быть 
информированной не только в одностороннем порядке, т. е. не только из 
западных СМИ.

Более того, мне теперь более ясно происходящее в той части Украины, 
которую Запад называет «прорусской», или «сепаратистами».

- Вы человек, достаточно хорошо «слышимый» в западных СМИ. 
Ваши статьи публикуются в крупных европейских медиа. Как Вы 
думаете, насколько они объективны в освещении украинского кризиса и 
в отношении России? 

— Здесь, на Западе происходящее на Юго-Востоке Украины не всегда правильно 
объясняют, поэтому я с большой готовностью представляю своим 
соотечественникам другую точку зрения, отличную от той, которая доминирует в 
большинстве СМИ у нас. 

На мой взгляд, случаи, когда западные СМИ представляют ситуацию на Украине 
объективно – редки. Однако есть медиа, которые осмеливаются отмежеваться от 
точки зрения большинства журналистов и блогеров. То есть, все же можно найти 
сайты, на которых высказываются специалисты в вопросах, связанных с 
финансами, экономикой или геополитикой, представляющие иную точку зрения. 
Многие люди ссылаются на них, и понимают, что манера, в которой здешние 
СМИ представляют ситуацию, слишком тенденциозна.

Тенденциозна в том смысле, что ситуация получается «черно-белой»: есть 
Россия,вынужденная бесконечно выдавать свою «пропаганду», и есть Запад, 
говорящий исключительно «правду». Именно эти предрассудки я и стараюсь 
победить. Хочу подчеркнуть, что я не журналист, не политик. Я всего лишь 
отказываюсь демонизировать Россию, как это хотят многие здесь сделать. 
Действительно, восприятие России Западом очень ограничено многими 
клише, неточностями в оценках, цель которых доказать, что Россия находится 
в руках клики олигархов, закрепощённых своим всесильным президентом и 
полностью ему покорных. Однако, противоречие в том, что, таким образом, 
говорится не о России Путина, а о России людей эпохи Горбачева. Именно об 
этом я писала относительно недавно в своем блоге, в тексте, который также 
был опубликован в La Tribune de Genève и в Le Temps.

С другой стороны, это означает, что, тем не менее, европейские СМИ, 
транслируя столь противоречивый дискурс, все же позволяют высказывать 
иные точки зрения.

- На Ваш взгляд, каковы возможные «рецепты» разрешения украинского 
кризиса?

— С моей стороны, остается только надеяться (в моем блоге, 
процитированном  La Tribune de Genève, говорилось и об этом) что ситуацию, 
уже сопряженную с таким количеством страданий и насилия, удастся 
разрешить дипломатическими средствами.

- Что, на Ваш взгляд, взгляд человека, знакомого с разными точками 
зрения, стало причиной украинского кризиса?

— На мой взгляд, главным фактором, повлиявшим на возникновение этого 
кризиса, стало давление, оказанное на Виктора Януковича, после 
обозначенного им вектора на евроинтеграцию, и как следствие на отказ от 
этого вектора – произошедшее на Майдане, в том числе, и с применением 
насилия. Оценка ужасных событий на Майдане – до сих пор спорна, как и 
интерпретации смещения Януковича, о чем я также неоднократно говорила 
в своем блоге.

Однако, мне бы очень хотелось, в любом случае, чтобы во внимание не 
принималась лишь одна точка зрения, автоматически объявленная 
правильной «международным сообществом», которое без устали 
продолжает очернять Россию и валить всю ответственность на нее во 
всех трагических событиях, которые происходили впоследствии на 
Украине. Ведь мы видим, что эта, будучи принятой за единственно 
верную, точка зрения, раз за разом становится для многочисленных 
международных обозревателей поводом для демонизации России. 

Все это досадно и не ведет ни к чему, кроме как к «обнулению» 
многочисленных призывов к диалогу с Россией. Один из таких диалогов, 
который должен был состояться год назад, касается Сирии. Другой — 
касается кризиса на Украине.

- Смогут ли эти призывы быть услышаны?

— Россия никогда не была врагом Европы. На мой взгляд, тот, кто 
считает иначе – безумен, и у него есть единственное право – быть 
неуслышанным. Пока еще не поздно.