Первый в мире электрический трамвай :: Ф.А. Пироцкий! 3 сентября 2015 года исполнится 135 лет с того момента, как впервые
"был двинут вагон электрическою силою".
Биография: Федор Аполлонович Пироцкий родился 25 февраля 1845 года. Родители отдали его учиться в Константиновское кадетское военное училище, а позже он поступил в Михайловское артиллерийское училище в Петербурге. И еще во время учёбы Федор "заразился" электричеством. По окончании обучения был назначен в Киевскую крепостную артиллерию. Там Пироцкий познакомился с Павлом Николаевичем Яблочковым, изобретателем "свечи Яблочкова" (лампочки Яблочкова), создателем системы электрического освещения.
Пироцкий и Яблочков часто вместе прогуливались по Владимирскому спуску Киева. На одной из прогулок изобретатели обратили внимание на плотное движение по спуску: "Если цивилизация будет развиваться по теперешнему пути, в городах невозможно будет жить. Посмотрите, телег и карет нужно все больше и больше. За лошадьми и сейчас не успевают убирать. С мостовыми проблема — даже гранитное покрытие истирается подковами и железными ободьями... К этой мрачной картине могу ещё добавить темноту… Полагаю, спасение в электричестве, точнее, в электрической тяге…" Примерно так в 1860-х годах у Пироцкого появилась мысль о карете, движимой по рельсам при помощи электричества. Вскоре Фёдор Аполлонович переехал в Петербург и по роду службы занимался совсем другими изобретениями. Например, Пироцкий разработал особую систему металлургических печей. Однако инженер вновь вернулся к своему увлечению электричеством — в 1874 году он решил поэкспериментировать с передачей электроэнергии по железнодорожным рельсам, и в конце 1875 года провёл первые такие опыты на Сестрорецкой железной дороге. Оба рельса изолировались от земли, один из них служил прямым проводом, второй — обратным. Электрическая энергия передавалась от небольшого генератора Грамма к электродвигателю, удалённому на расстояние около одного километра. Опыты с передачей электроэнергии продолжались и в следующие годы. В начале 1880-го года Пироцкий написал доклад "Передача силы на любое расстояние с помощью гальванического тока (проводники — рельсы и провод), в том числе и для движения поездов". Всё лето 1880 года Пироцкий переделывал один из вагонов конной железной дороги, подвесив к раме электродвигатель и редуктор, вращение от которых передавалось колёсам. Рядом с линией конки была построена небольшая электростанция и 22 августа (3 сентября по новому стилю) впервые не только в России, а во всём мире "был двинут" (как писали в газетах) настоящий вагон конки с империалом. Он стал первым в мире моторным трамвайным вагоном. Испытания и одновременно демонстрация вагона, движущегося без упряжки, продолжались почти весь сентябрь, привлекая внимание специалистов и простой публики, вызывая отклики газет и протесты владельцев конок.
Вот как описывался опыт Пироцкого в одной из газет: "22-го августа (1880 г.) в 12 часов дня на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, в первый раз в России двинут вагон электрическою силою тока, идущего по рельсам, по которым катятся колеса вагона. Динамо-электрическая машина подвешена к вагону снизу. В присутствии Управления 2-го Общества конножелезных дорог пробное движение вагона электрическим способом назначено на 1 сентября в 11 час утра".
К сожалению, для совершенствования конструкции трамвая у Пироцкого не было средств. Его идеи были подхвачены за рубежом и в России достаточно мощными фирмами и состоятельными предпринимателями. Например, Карл Сименс тщательно изучил работы Пироцкого, перечертил схемы и задавал ему множество вопросов. Через полгода в Берлине его старший брат Вернер Сименс выступил с докладом "Динамо-электрическая машина и применение её на железных дорогах". В 1881 году их фирма начала изготавливать вагоны, конструкция которых совпадала с проектом Пироцкого. А первая в мире трамвайная линия была открыта в 1881 году в одном из пригородов Берлина.
Дальнейшая судьба Фёдора Аполлоновича сложилась незавидно — в 1888 году в чине полковника он вышел в отставку и вынужден был жить на небольшую пенсию, которой хватало только на пропитание и оплату жилья. Умер Пироцкий в 1898 году.
Биография: Федор Аполлонович Пироцкий родился 25 февраля 1845 года. Родители отдали его учиться в Константиновское кадетское военное училище, а позже он поступил в Михайловское артиллерийское училище в Петербурге. И еще во время учёбы Федор "заразился" электричеством. По окончании обучения был назначен в Киевскую крепостную артиллерию. Там Пироцкий познакомился с Павлом Николаевичем Яблочковым, изобретателем "свечи Яблочкова" (лампочки Яблочкова), создателем системы электрического освещения.
Пироцкий и Яблочков часто вместе прогуливались по Владимирскому спуску Киева. На одной из прогулок изобретатели обратили внимание на плотное движение по спуску: "Если цивилизация будет развиваться по теперешнему пути, в городах невозможно будет жить. Посмотрите, телег и карет нужно все больше и больше. За лошадьми и сейчас не успевают убирать. С мостовыми проблема — даже гранитное покрытие истирается подковами и железными ободьями... К этой мрачной картине могу ещё добавить темноту… Полагаю, спасение в электричестве, точнее, в электрической тяге…" Примерно так в 1860-х годах у Пироцкого появилась мысль о карете, движимой по рельсам при помощи электричества. Вскоре Фёдор Аполлонович переехал в Петербург и по роду службы занимался совсем другими изобретениями. Например, Пироцкий разработал особую систему металлургических печей. Однако инженер вновь вернулся к своему увлечению электричеством — в 1874 году он решил поэкспериментировать с передачей электроэнергии по железнодорожным рельсам, и в конце 1875 года провёл первые такие опыты на Сестрорецкой железной дороге. Оба рельса изолировались от земли, один из них служил прямым проводом, второй — обратным. Электрическая энергия передавалась от небольшого генератора Грамма к электродвигателю, удалённому на расстояние около одного километра. Опыты с передачей электроэнергии продолжались и в следующие годы. В начале 1880-го года Пироцкий написал доклад "Передача силы на любое расстояние с помощью гальванического тока (проводники — рельсы и провод), в том числе и для движения поездов". Всё лето 1880 года Пироцкий переделывал один из вагонов конной железной дороги, подвесив к раме электродвигатель и редуктор, вращение от которых передавалось колёсам. Рядом с линией конки была построена небольшая электростанция и 22 августа (3 сентября по новому стилю) впервые не только в России, а во всём мире "был двинут" (как писали в газетах) настоящий вагон конки с империалом. Он стал первым в мире моторным трамвайным вагоном. Испытания и одновременно демонстрация вагона, движущегося без упряжки, продолжались почти весь сентябрь, привлекая внимание специалистов и простой публики, вызывая отклики газет и протесты владельцев конок.
Вот как описывался опыт Пироцкого в одной из газет: "22-го августа (1880 г.) в 12 часов дня на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, в первый раз в России двинут вагон электрическою силою тока, идущего по рельсам, по которым катятся колеса вагона. Динамо-электрическая машина подвешена к вагону снизу. В присутствии Управления 2-го Общества конножелезных дорог пробное движение вагона электрическим способом назначено на 1 сентября в 11 час утра".
К сожалению, для совершенствования конструкции трамвая у Пироцкого не было средств. Его идеи были подхвачены за рубежом и в России достаточно мощными фирмами и состоятельными предпринимателями. Например, Карл Сименс тщательно изучил работы Пироцкого, перечертил схемы и задавал ему множество вопросов. Через полгода в Берлине его старший брат Вернер Сименс выступил с докладом "Динамо-электрическая машина и применение её на железных дорогах". В 1881 году их фирма начала изготавливать вагоны, конструкция которых совпадала с проектом Пироцкого. А первая в мире трамвайная линия была открыта в 1881 году в одном из пригородов Берлина.
Дальнейшая судьба Фёдора Аполлоновича сложилась незавидно — в 1888 году в чине полковника он вышел в отставку и вынужден был жить на небольшую пенсию, которой хватало только на пропитание и оплату жилья. Умер Пироцкий в 1898 году.