Изобретателем первого в мире двухколесного велосипеда был уралец Ефим
Михеевич Артамонов — крепостной Пожвинского завода Всеволожского.
Копия велосипеда Артамонова и по сей день хранится в Нижнетагильском краевед. музее.
Родился он в 1776 г., в семье Михея Артамонова — специалиста по строительству барж. Уже мальчиком стал помогать отцу. В 1790 г. Михея Артамонова отправили на Старо-Уткинскую пристань на Чусовую, где строили баржи для сплава чугуна, железа и металлических изделий. А сына его, Ефима, послали на демидовский Нижнетагильский завод, где готовили металлические крепления. Ефиму часто приходилось ходить пешком из Нижнего Тагила на Старо-Уткинскую пристань, покрывая только в один конец восемьдесят верст. Возможно, во время этих переходов и появилась мысль о постройке самоката. Известно, что «холоп Ефимка сын Артамонов розгами бит за то, что в день Ильи пророка года 1800 ездил на диковинном самокате» по улицам Екатеринбурга и пугал встречных лошадей, которые на дыбы становились, на заборы кидались и «увечья пешеходам чинили немалые». Артамонов Ефим Михеевич, русский изобретатель, работал слесарем на Нижнетагильском заводе. В 1801 построил первый двухколёсный цельнометаллич. велосипед.
Этот год и нужно считать годом изобретения самоката — прототипа современного велосипеда. Самокат Артамонова, построенный на Нижнетагильском заводе, был железный. Он имел два колеса, расположенных одно за другим. Переднее колесо было почти в три раза больше заднего. Колеса были скреплены изогнутой металлической рамой. Самокат приводился в движение ногами путем поочередного нажима на педали, которые сидели на оси переднего колеса.
В 1801 г. Артамонов решил поехать в Петербург. На ходу самокат был тяжел. Из-за большого переднего колеса при спусках под уклон легко было опрокинуться через голову. А при подъемах в гору надо было «жать» изо всех сил ногами, чтобы велосипед не пошел обратным ходом. Преодолевая трудности, Ефим Артамонов проехал на изобретенном им самокате от Урала до Петербурга. Из Петербурга выехал он в Москву. Артамонову пожаловали 25 рублей и дали вольную. Ефим Артамонов благополучно вернулся в Нижний Тагил и начал совершенствовать свой самокат.
К лету 1802 г. в Нижнем Тагиле было наделано много самокатов. Рабочие собирались по примеру Ефима Артамонова поехать в столицу «людей добрых посмотреть да себя показать». Но демидовские приказчики решили иначе: за порчу хозяйского железа и побег от своего господина на специально сделанном самокате приказали «оные самокаты изничтожить, а Ефимку с товарищами кнутом бить».
В 1815 г. Артамонов появился на родном Пожвинском заводе. Но разрозненные архивы Пожвинского завода не дают возможности установить, над чем в дальнейшем работал изобретатель. Известно лишь, что в 1840 г. он был отправлен на Суксунский завод Демидова для присмотра за постройкой железного парохода. В Суксуне 1841 г. Ефим Михеевич Артамонов скончался. Изобретение Артамонова было забыто. Над созданием самоката стали работать другие. Велосипед менялся, совершенствовался, но неизменным оставался артамоновский принцип его действия: два колеса, бегущие одно за другим от поочередного нажима на педали ногами сидящего верхом человека.
Родился он в 1776 г., в семье Михея Артамонова — специалиста по строительству барж. Уже мальчиком стал помогать отцу. В 1790 г. Михея Артамонова отправили на Старо-Уткинскую пристань на Чусовую, где строили баржи для сплава чугуна, железа и металлических изделий. А сына его, Ефима, послали на демидовский Нижнетагильский завод, где готовили металлические крепления. Ефиму часто приходилось ходить пешком из Нижнего Тагила на Старо-Уткинскую пристань, покрывая только в один конец восемьдесят верст. Возможно, во время этих переходов и появилась мысль о постройке самоката. Известно, что «холоп Ефимка сын Артамонов розгами бит за то, что в день Ильи пророка года 1800 ездил на диковинном самокате» по улицам Екатеринбурга и пугал встречных лошадей, которые на дыбы становились, на заборы кидались и «увечья пешеходам чинили немалые». Артамонов Ефим Михеевич, русский изобретатель, работал слесарем на Нижнетагильском заводе. В 1801 построил первый двухколёсный цельнометаллич. велосипед.
Этот год и нужно считать годом изобретения самоката — прототипа современного велосипеда. Самокат Артамонова, построенный на Нижнетагильском заводе, был железный. Он имел два колеса, расположенных одно за другим. Переднее колесо было почти в три раза больше заднего. Колеса были скреплены изогнутой металлической рамой. Самокат приводился в движение ногами путем поочередного нажима на педали, которые сидели на оси переднего колеса.
В 1801 г. Артамонов решил поехать в Петербург. На ходу самокат был тяжел. Из-за большого переднего колеса при спусках под уклон легко было опрокинуться через голову. А при подъемах в гору надо было «жать» изо всех сил ногами, чтобы велосипед не пошел обратным ходом. Преодолевая трудности, Ефим Артамонов проехал на изобретенном им самокате от Урала до Петербурга. Из Петербурга выехал он в Москву. Артамонову пожаловали 25 рублей и дали вольную. Ефим Артамонов благополучно вернулся в Нижний Тагил и начал совершенствовать свой самокат.
К лету 1802 г. в Нижнем Тагиле было наделано много самокатов. Рабочие собирались по примеру Ефима Артамонова поехать в столицу «людей добрых посмотреть да себя показать». Но демидовские приказчики решили иначе: за порчу хозяйского железа и побег от своего господина на специально сделанном самокате приказали «оные самокаты изничтожить, а Ефимку с товарищами кнутом бить».
В 1815 г. Артамонов появился на родном Пожвинском заводе. Но разрозненные архивы Пожвинского завода не дают возможности установить, над чем в дальнейшем работал изобретатель. Известно лишь, что в 1840 г. он был отправлен на Суксунский завод Демидова для присмотра за постройкой железного парохода. В Суксуне 1841 г. Ефим Михеевич Артамонов скончался. Изобретение Артамонова было забыто. Над созданием самоката стали работать другие. Велосипед менялся, совершенствовался, но неизменным оставался артамоновский принцип его действия: два колеса, бегущие одно за другим от поочередного нажима на педали ногами сидящего верхом человека.