«Китайская панда» спешит на помощь «русскому медведю»
Публикация статьи председателя КНР Си Цзиньпина, приуроченная к его визиту в Москву на празднование 70-летия Победы над фашистской Германией, можно сказать, произвела впечатление разорвавшейся бомбы. Особенно ее заключительный абзац: «Китайский народ и российский народ — великие народы. В годы горя и невзгод наша нерушимая боевая дружба скреплена кровью. Сегодня народы Китая и России будут рука об руку и плечом к плечу защищать мир, способствовать развитию и вносить свой вклад в обеспечение прочного мира на планете и прогресса всего человечества».
Русский с китайцем снова братья навек
Такой энергичной поддержки Кремля от Пекина на Западе, видимо, не ждали. Особенно сегодня, когда Россия находится под прессом санкций со стороны Соединенных Штатов и их союзников, когда нашу страну и её руководство громогласно и непрерывно обвиняют во всех смертных грехах. Когда те принципы международного права, которые были сформулированы и утверждены после Второй мировой войны, в Вашингтоне явно предпочли бы забыть — за ненадобностью для «жизненных интересов США».Но для тех, кто следит за развитием российско-китайских отношений, наоборот, такое заявление «товарища Си» выглядит и абсолютно ожидаемым, и абсолютно неизбежным. Оно, по сути, фиксирует новое и беспрецедентное со времен Сталина и Мао («Русский с китайцем — братья навек») стратегическое сближение Москвы и Пекина, которое формирует не просто новый глобальный «центр силы», противостоящий пресловутому «миру по-американски», Pax Americana, но и де-факто уничтожает этот «однополярный мир».
Гегемонии США не быть
Потому что после уничтожения СССР глобальная модель экономики выглядит следующим образом: ресурсы всего мира направляются в Китай и ассоциированные с ним экономики тихоокеанской зоны, после чего, переработанные в те или иные товары, потребляются в США – в стране, где проживает примерно 4% населения Земли, потребляют около 40% мирового производства товаров и услуг.В то же время на территории России находится, по разным оценкам, от 20% до 25% мировых ресурсов, включая чистую пресную воду, а проживает здесь всего 2% населения нашей планеты. А на долю Китая, население которого составляет примерно 15% численности современного человечества, приходится примерно треть реального производства.
Иными словами действующая модель глобального производства-потребления является неравновесной, а потому требует принудительной балансировки. Двумя основными формами которой являются либо сокращение потребления Соединенными Штатами, либо захват ими контроля над мировыми ресурсами, в первую очередь — находящимися под юрисдикцией России. США, начиная с 2001 года, шли именно по этому пути и дошли от Афганистана и до Украины.
Где теперь «вашингтонский обком» и его сателлиты оказываются перед лицом не только относительно слабой, но не утратившей решимости отстаивать свои интересы России при нейтралитете КНР, но мощного российско-китайского союза, «рука об руку и плечом к плечу». А это, извините, совсем другое дело, под такое ни в Берлине, ни в Токио, ни где-либо еще, что называется, «не подписывались». Да и в самом Вашингтоне теперь должны будут трижды подумать над тем, стоит ли им и дальше переть против рожна или лучше, пока не поздно, попытаться урегулировать отношения с Москвой и Пекином за столом переговоров?
«Китайская панда» против «вашингтонского обкома»
Потому что измором взять «русского медведя» уже не получится — «китайская панда» спешит на помощь. А значит, из обозначенных выше двух принципиально возможных сценариев разрешения нынешнего глобального кризиса сценарий установления контроля США за мировыми ресурсами, прежде всего — российскими, становится куда менее вероятным. Но первый-то, со снижением уровня потребления, грозит Америке гигантскими социальными потрясениями, в результате которых это государство может вообще исчезнуть с политической карты мира.Конечно, в данной ситуации у «вашингтонского обкома» возникает соблазн рискнуть и пойти против России ва-банк, в надежде на то, что слова Си Цзиньпина — это всего лишь слова, и никаких дел за ними не последует. Но это уже чистой воды авантюризм, недопустимый в большой политике. Тем более, что такие сигналы, как визит китайских военных кораблей в Новороссийск и установление прямого документооборота между администрацией президента РФ и канцелярией ЦК КПК игнорировать категорически не рекомендуется.
В общем, данную публикацию китайского лидера можно рассматривать как своего рода ультиматум Западу. Который нельзя «не заметить» и, тем более, на него нельзя не отреагировать. Очень похоже на то, что эти реакции полностью определят новостной фон уже предстоящей недели.
Владимир Винников