суббота, 24 сентября 2016 г.

МОЛДОВА: «Выплата населением украденного миллиарда начнется с 2017 года и будет продолжаться 25 лет», - уверена доктор экономики, заместитель директора центра стратегических исследований и реформ Елена Горелова о секретном решении властей и МВФ (международный валютный фонд).


24.09.2016

{Елена Горелова о секретном решении властей и МВФ: «Выплата населением украденного миллиарда начнется с 2017 года и будет продолжаться 25 лет»} Молдавские Ведомости
МВФ требует, чтобы украденный из банковской системы миллиард долларов возвращало население Молдовы, но эксперт говорит, что есть и другие варианты.
Как сообщил спикер молдавского парламента Андриан Канду, заключение соглашения с Молдовой о возобновлении программы финансирования МВФ обусловил 16 требованиями.
Эти условия власти Молдовы и представители МВФ договорились пока не сообщать общественности и СМИ. Канду лишь сказал, что они касаются четырех областей: финансовой, налогово-бюджетной, энергетической и банковской политики.
Открыто было объявлено только о требовании МВФ конвертировать государственные гарантии, предоставленные Национальному банку в связи с выдачей им кредитов трем банкам, участвовавшим в выводе из страны 1 млрд. долл., размером около 14 млрд. леев в государственные ценные облигации. Другими словами, принять непопулярное решение и переложить выплату украденного миллиарда долларов на плечи налогоплательщиков.

«Молдавские ведомости» попросили прокомментировать это требование МВФ Елену Горелову, доктора экономики, заместителя директора центра стратегических исследований и реформ.
- В сентябре 2014 года правительство РМ приняло на себя ответственность перед парламентом за семь проектов законов о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты, в том числе в закон о Национальном банке, о финансовых учреждениях, о публичном долге, государственных гарантиях и государственном рекредитовании. В эти законы были внесены изменения и дополнения, дающие право правительству предоставлять государственные гарантии национальному банку при выделении банком кредитов коммерческим банкам «в ситуациях системного кризиса или риска его возникновения» - читай: в условиях кражи 1 млрд.долларов.Затем на основании указанных модифицированных законов правительство приняло два секретных постановления о предоставлении государственных гарантий национальному банку в размере 9500 миллионов лей и 5340 миллионов лей. Далее госгарантии должны конвертироваться в государственные облигации и, соответственно, в государственный долг перед НБМ.
В результате к концу текущего года внутренний госдолг может возрасти почти втрое. В законе о госбюджете на 2016 год это увеличение госдолга уже предусмотрено, поскольку установлен его потолок в 21 млрд. лей (по сравнению с 7,2 млрд.лей на конец 2015 года).
Предусматривается, что оплата этого госдолга начнется с 2017 года и будет продолжаться в течение 25 лет, что ляжет дополнительным бременем на государственные бюджеты последующего 25-летнего периода. Ежегодная сумма расходов государственного бюджета на оплату государственных гарантий может составить около 600 млн. лей. Ясно, что резкое увеличение бюджетных расходов на обслуживание госдолга приведет к необходимости экономии на других расходных статьях бюджета, в том числе социального характера.
Сейчас дело за парламентом, который должен принять закон о конвертировании госгарантий в государственные облигации, на чем, очевидно, настаивает МВФ.
Неужели это единственный и самый лучший вариант решения проблемы?
На мой взгляд, возможны другие пути.
Жесткий вариант - отменить все решения правительства, связанные с предоставлением указанных гарантий, поскольку основным ответственным за вывод 1 млрд. долларов из банковской системы является НБМ. Он также является органом, отвечающим за ситуацию в банковской системе, а не правительство. В этом случае ситуацию будет «разруливать» нацбанк за счет своего дохода, а не правительство за счет средств государственного бюджета.
Мягкий вариант - признать действительными правительственные гарантии только в объеме, пропорциональном доле государства в капитале «Banca de Economii», что снизит величину госдолга по правительственным гарантиям и, соответственно, бюджетные расходы по его обслуживанию.