1) В Бессарабии к середине XIX в. средняя продолжительность жизни населения составляла 31 год. В конце же этого столетия она увеличилась до 40,5 лет;
2) Место для кишиневского публичного сада было выбрано Александром I в бытность его в Кишиневе в апреле 1818 г. Российский император, любивший природу, обратил внимание на отсутствие в городе сада и сам избрал место для гулянья. Лично указал на площадь вблизи архиерейского дома (ныне на месте этого дома находится здание правительства). В то время архиерейский квартал был окружен бугристой местностью, поросшей диким кустарником, предстояла большая работа по нивелировке земли. Еще при Бессарабском наместнике А. Бахметеве это место было обнесено низким забором и засажено деревьями – белыми акациями и тополями, были проложены прямые дорожки;
3) С конца 30-х гг. в центре Кишинева появилось еще одно место для гуляний – Соборный (позже Николаевский) бульвар. Он был разбит вокруг построенного Кафедрального собора Рождества Христова, освященного и открытого 15 октября 1938 г. Для его сооружения Новороссийским губернатором М. Воронцовым был приглашен профессор Императорской Академии художеств архитектор А. Мельников, непосредственно наблюдавший за строительными работами. Росписи иконостаса и внутренних стен собора были выполнены художником Кувшаровым. В 1839 г. собор украсился еще двумя иконами перед алтарем - «Голгофская жертва» и «Моление о чаше», - выполненными по заказу архиепископа Димитрия (Сулимы) художником Петербургской академии художеств Ерофеем Силина.
Монография «Русское население городов Бессарабии XIX в.»:
Необычным и даже новаторским можно считать стремление автора, молдавского ученого Н. Абакумовой-Забуновой «очеловечить» историю своего отечества. С уважением она называет имена и фамилии заслуженных людей тех далеких лет. Теперь уже всем нам известно, что, к примеру, в 1834 г. среди 32 «почетных граждан Кишинева» было 10 русских купцов: Яков Богачев, Иван Гладилин, Егор Кузнецов, Иван Алфимов, Ермолай Ганин, Иван Крюков, Семен Митюрев, Яков Никопольский, Наум Рябченко, Михаил Мещерский. А из опубликованного «Списка семейных Бендерского общества великороссийского сословия от 31 декабря 1818 г.» мы теперь знаем поименно 181 бессарабцев от Афанасия Петрова сына Воробьева до Марты Андреевой дочери Семенова и Харлама Кирилова сына Усова.
Известно, что ближайшим помощником митрополита Г.Бэнулеску-Бодони являлся русский по происхождению викарный епископ Димитрий (Сулима). Еще в 1810 г. митрополит обратился с просьбой к Св. Синоду определить к себе в качестве первого своего помощника епископа Бендерского и Аккерманского Димитрия, рукоположенного в этот сан Св. Синодом в 1808 г. (после занятия русскими войсками турецких крепостей на Днестре и Дунае). С 1811 г. Димитрий (Сулима), по словам самого Г. Бэнудеску-Бодони, был «во всех делах его правой рукой». Вместе с митрополитом Гавриилом он стоял у истоков создания церковных учреждений Кишиневской епархии. Огромной заслугой для развития края, безусловно, была та подвижническая активность, с какой архиепископ Димитрий (Сулима) содействовал открытию в Кишиневе в 1814 г. типографии. Первой отпечатанной в новой типографии книгой стал «Служебник» (1815 г.), переведенный митрополитом Г.Бэнулеску-Бодони на молдавский язык. При архиепископе здесь печатались не только богослужебные книги на молдавском и славянском языках, но и различные произведения, необходимые для духовного образования, как духовенства, так и простого народa, а также буквари и другие учебные пособия.
Это ли не показатель благотворного влияния людей русского происхождения на Землю, где им суждено было родиться и жить? Дай Бог, чтобы мои сограждане-молдаване, которые в данный момент, по воле обстоятельств, живут и работают в дальних странах, не потеряли своей национальной самобытности и гордились своей Родиной-Молдовой и через 100-200 лет.