вторник, 8 мая 2018 г.

Контекст, на фоне которого принимаются и оцениваются сообщения СМИ (средств массовой информации)— это и есть наша система ценностей, моральные координаты, наша этика и эстетика. Одним словом — это идеология, то, во что мы верим, что считаем добром или злом и ради чего готовы отдать свою жизнь. Это то, за что мы добровольно приняли на себя ответственность перед лицом смерти.

Отсутствие внятно сформулированной идеологии в эпоху информационной войны — это путь к поражению. Как если бы вы на обычной войне отказались бы от инициативы и действовали бы по обстоятельствам, которые вам навяжет противник. Любое общество иерархично, а это значит, что каждое сообщение должно достигать своей цели. Коммуникации между уровнями иерархии становятся главным критерием жизнеспособности системы. 
Разрушение коммуникаций — главная цель информационной войны, так как в этом случае страна обезглавливается, разрушается связь между лидерами и страной. Примером работы на такое разрушение служит деятельность группы, формально символизируемой фигурой Навального. Эта группа стремится создать в обществе свою систему коммуникаций и отсечь своих последователей от коммуникаций системы. 
Также эта группа всеми силами стремится создать свою запоминающуюся систему образов: несомый ОМОНом Навальный, который, подобно Паниковскому, несомому сотрудниками исполкома, так же покорно глядит в синее небо и изображает на лице страдание за народ, а эта картинка усилиями СМИ, подобно вирусу, разносится по умам и оседает там, вытесняя все сообщения, адресованные к рациональности и смысловому восприятию информации. 
Эмоция, вызванная фотографией — давление на жалость — подавляет рассудочность текста. На неокрепшие умы, являющиеся главной целевой аудиторией Навального, это действует впечатляюще, хватая за сердце и вызывая праведное возмущение. Навальный стремится к образу юродивого, которого жестокий царь мучает за правду. Обращение к архетипу — важнейшая часть работы несистемной оппозиции с массовым подсознанием: юродивых на Руси чтили столетиями. 
То, что Навальный не юродивый, а ряженный торговый агент геополитического конкурента, выступающий под маской рядового покупателя, массы не понимают, так как в образе, разносимом по коммуникационным каналам, это не отражено. Способность же к системному анализу и обобщению не является качеством большинства рядовых граждан, из которых и состоит управляемая разными эмоциональными фокусами масса последователей всяческой несистемной оппозиции, всей этой армии разномастных «народников», от сторонников бомбистов-эсеров до сторонников Навального, не понимающих, какую цель на самом деле преследуют их предводители. 
Однако основная часть общества, носящая в себе следы воздействия советской воспитательно-пропагандистской системы, глубоко травмирована отсутствием внятной оценочной системы, формулируемой государством, и стремится заполнить вакуум, создавая свои коммуникационные сети, где распространяется та картина мира, которая сегодня разделяется патриотическим сегментом общества. И официальная картина мира, распространяемая по каналам официальных СМИ, сегодня всё больше учитывает запрос на «патриотическую» картину мира и корректирует в своих сообщениях трактовки потока событий, реагируя на меняющийся контекст.