Об этом говорится в ответе надзорного ведомства в ответ на
обращение депутата Госдумы Сергея Миронова, который попросил
предоставить правовой анализ исключения Крыма из состава РСФСР.
«Суть
ответа:
В соответствии с действовавшими тогда законами Президиум
Верховного совета РСФСР не имел права изменять территорию республики.
Такой вопрос не мог быть решен без участия Верховного Совета РСФСР как
высшего органа государственной власти союзной республики. Не имел
полномочий изменять границы между союзными республиками и Президиум
Верховного Совета СССР. Соответственно, принятые в 1954 г. решения
Президиумов Верховных Советов РСФСР и СССР о передаче Крымской области
из состава РСФСР в состав УССР, не соответствовали ни Конституции РСФСР,
ни Конституции СССР.
Что
касается Севастополя, то в силу его особого административного статуса
город остался под юрисдикцией РСФСР, несмотря на передачу в 1954 г.
Крымской области в состав Украинской ССР. Это подтвердил своим
постановлением «О статусе города Севастополя» от 9 июля 1993 года
Верховный Совет Российской Федерации»
Стоит
уточнить, Крымская область была передана из состава РСФСР в состав УССР
19 февраля 1954 года по личной инициативе главы КПСС Н.С. Хрущева к
300-летию Переяславской Рады в знак вечной дружбы русского и украинского
народов. Это было решено 25 января 1954 года на заседании Президиума ЦК
КПСС и затем оформлено сначала указом Президиума ВС РСФСР от 5 февраля
1954 года, затем указом Президиума ВС УССР от 13 февраля и, наконец,
указом президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля того же года.
О
том, что вся эта цепочка указов была незаконна, говорили уже давно,
практически все время украинской независимости. Но, разумеется,
полушепотом. В настоящий момент, конечно же, есть все основания заявлять
об этом в полный голос.
Ещё раз обратим внимание: а) Президиум ЦК КПСС не имел права передавать территории одной республики другой, б) Конституция РСФСР 1937 года не называет в числе полномочий Президиума Верховного Совета РСФСР право решать вопросы территориальной целостности РСФСР, в) вообще никакие органы государственной власти РСФСР не были наделены правом изменять территорию РСФСР или давать согласие на ее изменение.
Ещё раз обратим внимание: а) Президиум ЦК КПСС не имел права передавать территории одной республики другой, б) Конституция РСФСР 1937 года не называет в числе полномочий Президиума Верховного Совета РСФСР право решать вопросы территориальной целостности РСФСР, в) вообще никакие органы государственной власти РСФСР не были наделены правом изменять территорию РСФСР или давать согласие на ее изменение.
Единственным
способом получения согласия РСФСР на изменение ее территории, указывают
юристы, был бы референдум. И пункт «г» статьи 33 Конституции Российской
Федерации наделял Президиум Верховного Совета правом проводить
всенародный опрос (референдум). В 1954 году этого сделано не было:
референдум, учитывающий мнение жителей Крыма, при передаче не
проводился. Таким образом, акты 1954 года о передаче Крымской области из
состава РСФСР в состав УССР действительно не имели юридической силы с
момента их принятия.