Кишинев, Комрат и Тирасполь пытаются достичь консенсуса
19.04.2015, 12:34
Последует ли федерализация Молдовы?
В последнее время наблюдается беспрецедентная активизация Кишинева, направленная на установление добрых отношений с Комратом и Тирасполем. С другой стороны, и тираспольская администрация, и новый башкан Гагаузии отличаются широкой открытостью по отношению к Кишиневу. И все это происходит на фоне мнений, которые выражают отдельные журналисты и аналитики, утверждающие, что якобы в скором времени дело может дойти до решения создать федерацию, состоящую из трех субъектов – Молдовы, Гагаузии и Приднестровья.Идея федерации, образованной из этих трех субъектов, не нова. Впервые она возникла в конце 2003 года и была предусмотрена так называемым Меморандумом Козака, который тогдашний президент Владимир Воронин в последний момент отказался подписать и, тем самым отменил тоже в последний момент запланированный визит кремлевского лидера Владимира Воронина в Кишинев. Тогда прозвучало немало предположений насчет того, почему Владимир Воронин поступил таким образом. В то время как президентура давала понять, что тот меморандум содержал нормы, противоречащие Конституции Республики Молдова, оппозиция говорила о вмешательстве Запада, который использовал неугодные тогдашнему президенту сведения об одного из членов его семьи, и якобы, заставил его в последний момент отказаться от документа, который привел бы к укреплению позиций Росси в этом регионе Европы. Кроме того, очень активно муссировалась идея о том, что президент Воронин отказался подписать Меморандум Козака под давлением возможных массовых протестов оппозиции, которая уже начала в этом смысле определенные действия. Так или иначе, но после этого для молдавско-российских отношений последовало несколько крайне сложных годов, которые были отмечены политической напряженностью и первыми торгово-экономическими эмбарго. Тогда же обострились отношения между Кишиневом и Тирасполем, а также возникла определенная напряженность в отношениях между Кишиневом и Комратом. А все это наложило свой отпечаток и на следующие годы.
Теперь же явное улучшение отношений между Кишиневом и Тирасполем с одной стороны и между Кишиневом и Комратом – с другой, наряду с сообщениями о возможной федерации в ближайшем будущем, заставляет призадуматься. Тем более что известно, что как у тираспольской администрации, так и у нового башкана Гагаузии отношения с Москвой отличные. Это происходит, потому что если до недавнего времени Приднестровье выдерживало со всех точек зрения, то в этом лишь заслуга России, которая продолжает оказывать региону всестороннюю поддержку. В то же время не секрет, что Ирина Влах стала башканом с первого тура благодаря массовому вмешательству России, которая в частности отправила широко известных на постсоветском пространстве политиков оказывать ей поддержку своими визитами, предпринимаемыми в Комрат.
В таких условиях возникает вопрос: А какое отношение может быть у Кишинева и его западных партнеров к предполагаемой федерации, ведь в отличие от 2003 года данные проблемы совершенно разные, их полностью изменила война в Украине, которая вывела на первый план и дискуссии насчет проекта Новороссии – нового государства, в которое могут войти отдельные куски территории Украины и Республики Молдова. Если до войны в Украине было сложно поверить, что в Европе XXI возможны такие масштабные военные действия, то теперь о повторении украинского сценария в других регионах на бывшем советском пространстве, в том числе в Республике Молдова, говорят практически в открытую и на самом высоком уровне. И все это волей-неволей заставляет проявлять определенную «гибкость» в подходе как высокопоставленных чиновников в Кишиневе, так и западных партнеров.
Случайно или нет, но официальный Кишинев, наряду с улучшением отношений с Россией, а также с Комратом и Тирасполем, выступает с более сдержанными оценками, говоря о будущем своих отношений с Брюсселем, в том числе о подаче заявки на присоединение к ЕС. В свою очередь западные партнеры говорят вроде более робко о европейской интеграции Республики Молдова, призывают Кишинев продолжать действия в этом направлении, но все время указывают ему не забывать и о Приднестровье, хотя эта территория и находится вне конституционного поля Республики Молдова. Вероятно, поставив на одну чашу весов новую войну на постсоветском пространстве с последующим появлением нового государства (пусть и непризнанного), а на другую – европейскую интеграцию Республики Молдова, Запад скорее склоняется к тому, чтобы пожертвовать европейской интеграцией. Хотя это мнение и может оказаться неверным.
Не исключено, что державы уже достигли определенного соглашения относительно Республики Молдова и что оно заключается в сохранении нынешней ситуации, то есть официально дать РМ продолжать свой евроинтеграционный путь, а неофициально держать ее, что называется, в подвешенном состоянии. Также не исключено и то, что державы пришли к следующему выводу: чем новая война, тогда уж лучше федерализация Республики Молдова. И тогда становится ясным, откуда столько открытости по всем направлениям в отношениях между Кишиневом и Тирасполем, между Кишиневом и Комратом. Если действителен второй сценарий, то в скором времени можно будет наблюдать развитие этих отношений, а также последуют определенные заявления, мнения, точки зрения, реакции со стороны высокопоставленных международных игроков, которых данная проблема касается самым непосредственным образом.
Думитру Спэтару
Источник: «Трибуна»
В последнее время наблюдается беспрецедентная активизация Кишинева, направленная на установление добрых отношений с Комратом и Тирасполем. С другой стороны, и тираспольская администрация, и новый башкан Гагаузии отличаются широкой открытостью по отношению к Кишиневу. И все это происходит на фоне мнений, которые выражают отдельные журналисты и аналитики, утверждающие, что якобы в скором времени дело может дойти до решения создать федерацию, состоящую из трех субъектов – Молдовы, Гагаузии и Приднестровья.Идея федерации, образованной из этих трех субъектов, не нова. Впервые она возникла в конце 2003 года и была предусмотрена так называемым Меморандумом Козака, который тогдашний президент Владимир Воронин в последний момент отказался подписать и, тем самым отменил тоже в последний момент запланированный визит кремлевского лидера Владимира Воронина в Кишинев. Тогда прозвучало немало предположений насчет того, почему Владимир Воронин поступил таким образом. В то время как президентура давала понять, что тот меморандум содержал нормы, противоречащие Конституции Республики Молдова, оппозиция говорила о вмешательстве Запада, который использовал неугодные тогдашнему президенту сведения об одного из членов его семьи, и якобы, заставил его в последний момент отказаться от документа, который привел бы к укреплению позиций Росси в этом регионе Европы. Кроме того, очень активно муссировалась идея о том, что президент Воронин отказался подписать Меморандум Козака под давлением возможных массовых протестов оппозиции, которая уже начала в этом смысле определенные действия. Так или иначе, но после этого для молдавско-российских отношений последовало несколько крайне сложных годов, которые были отмечены политической напряженностью и первыми торгово-экономическими эмбарго. Тогда же обострились отношения между Кишиневом и Тирасполем, а также возникла определенная напряженность в отношениях между Кишиневом и Комратом. А все это наложило свой отпечаток и на следующие годы.
Теперь же явное улучшение отношений между Кишиневом и Тирасполем с одной стороны и между Кишиневом и Комратом – с другой, наряду с сообщениями о возможной федерации в ближайшем будущем, заставляет призадуматься. Тем более что известно, что как у тираспольской администрации, так и у нового башкана Гагаузии отношения с Москвой отличные. Это происходит, потому что если до недавнего времени Приднестровье выдерживало со всех точек зрения, то в этом лишь заслуга России, которая продолжает оказывать региону всестороннюю поддержку. В то же время не секрет, что Ирина Влах стала башканом с первого тура благодаря массовому вмешательству России, которая в частности отправила широко известных на постсоветском пространстве политиков оказывать ей поддержку своими визитами, предпринимаемыми в Комрат.
В таких условиях возникает вопрос: А какое отношение может быть у Кишинева и его западных партнеров к предполагаемой федерации, ведь в отличие от 2003 года данные проблемы совершенно разные, их полностью изменила война в Украине, которая вывела на первый план и дискуссии насчет проекта Новороссии – нового государства, в которое могут войти отдельные куски территории Украины и Республики Молдова. Если до войны в Украине было сложно поверить, что в Европе XXI возможны такие масштабные военные действия, то теперь о повторении украинского сценария в других регионах на бывшем советском пространстве, в том числе в Республике Молдова, говорят практически в открытую и на самом высоком уровне. И все это волей-неволей заставляет проявлять определенную «гибкость» в подходе как высокопоставленных чиновников в Кишиневе, так и западных партнеров.
Случайно или нет, но официальный Кишинев, наряду с улучшением отношений с Россией, а также с Комратом и Тирасполем, выступает с более сдержанными оценками, говоря о будущем своих отношений с Брюсселем, в том числе о подаче заявки на присоединение к ЕС. В свою очередь западные партнеры говорят вроде более робко о европейской интеграции Республики Молдова, призывают Кишинев продолжать действия в этом направлении, но все время указывают ему не забывать и о Приднестровье, хотя эта территория и находится вне конституционного поля Республики Молдова. Вероятно, поставив на одну чашу весов новую войну на постсоветском пространстве с последующим появлением нового государства (пусть и непризнанного), а на другую – европейскую интеграцию Республики Молдова, Запад скорее склоняется к тому, чтобы пожертвовать европейской интеграцией. Хотя это мнение и может оказаться неверным.
Не исключено, что державы уже достигли определенного соглашения относительно Республики Молдова и что оно заключается в сохранении нынешней ситуации, то есть официально дать РМ продолжать свой евроинтеграционный путь, а неофициально держать ее, что называется, в подвешенном состоянии. Также не исключено и то, что державы пришли к следующему выводу: чем новая война, тогда уж лучше федерализация Республики Молдова. И тогда становится ясным, откуда столько открытости по всем направлениям в отношениях между Кишиневом и Тирасполем, между Кишиневом и Комратом. Если действителен второй сценарий, то в скором времени можно будет наблюдать развитие этих отношений, а также последуют определенные заявления, мнения, точки зрения, реакции со стороны высокопоставленных международных игроков, которых данная проблема касается самым непосредственным образом.
Думитру Спэтару
Источник: «Трибуна»